Найти тему
Benelli Россия

Бизнес мамаши Бенелли

Оставшись вдовой с шестью сыновьями на руках, Тереза Бони Бенелли не бедствовала. Но о судьбе детей задумалась. Чтобы пристроить их к делу, она отвела флигель своего поместья под механическую мастерскую, купив станки и прочее оборудование. Под руководством наставников Джузеппе, Джованни, Филиппо, Франческо, Доменико и Антонио осваивали ремесло, починяя старые часы, ружья и прочие механизмы. Когда же к ним обратился владелец одного из пяти бегающих по улицам Пезаро автомобилей, Тереза поняла: мальчики встали на ноги. И зарегистрировала Officine Meccaniche Benelli. Было это весной 1911 года.

Шесть братьев Бенелли (справа налево): Джузеппе, Джованни, Франческо, Филиппо, Доменико и Антонио.
Шесть братьев Бенелли (справа налево): Джузеппе, Джованни, Франческо, Филиппо, Доменико и Антонио.

От ремонта, даже очень квалифицированного, до полноценного производства — путь неблизкий. В 1919 году в мастерской братьев родился первый двигатель — 75-кубовый двухтактный моторчик для велосипедов. А в 1921 году они построили первый мотоцикл с 98-кубовым «двухтактником».
От ремонта, даже очень квалифицированного, до полноценного производства — путь неблизкий. В 1919 году в мастерской братьев родился первый двигатель — 75-кубовый двухтактный моторчик для велосипедов. А в 1921 году они построили первый мотоцикл с 98-кубовым «двухтактником».

Самый младший из братьев, Антонио «Тонино» Бенелли, оказался одаренным гонщиком: несколько раз он становился чемпионом Италии — разумеется, на мотоциклах «братского» производства. Именно по его инициативе спортивные мотоциклы заняли ведущее место в производственной программе компании.
Самый младший из братьев, Антонио «Тонино» Бенелли, оказался одаренным гонщиком: несколько раз он становился чемпионом Италии — разумеется, на мотоциклах «братского» производства. Именно по его инициативе спортивные мотоциклы заняли ведущее место в производственной программе компании.

В 1926 году Джузеппе Бенелли (самый талантливый из шести братьев конструктор) спроектировал 175-кубовый мотоцикл с четырехтактным двигателем, в котором верхний распредвал приводила «гитара» из шести шестерен. На фото — модификация Gran Sport Monza 1931 года, способная разгоняться до 120 км/ч!
В 1926 году Джузеппе Бенелли (самый талантливый из шести братьев конструктор) спроектировал 175-кубовый мотоцикл с четырехтактным двигателем, в котором верхний распредвал приводила «гитара» из шести шестерен. На фото — модификация Gran Sport Monza 1931 года, способная разгоняться до 120 км/ч!

Маленький, но быстрый мотоцикл — хорошо. Большой и быстрый – еще лучше. В середине 1930-х годов компания освоила производство 250-кубовых и 500-кубовых мотоциклов, также с одноцилиндровыми четырехтактными моторами и верхними распредвалами. На фото — модель Benelli 500S 1936 года, ее 24-сильный двигатель разгонял машину до 140 км/ч.
Маленький, но быстрый мотоцикл — хорошо. Большой и быстрый – еще лучше. В середине 1930-х годов компания освоила производство 250-кубовых и 500-кубовых мотоциклов, также с одноцилиндровыми четырехтактными моторами и верхними распредвалами. На фото — модель Benelli 500S 1936 года, ее 24-сильный двигатель разгонял машину до 140 км/ч.

Момент славы: Тед Меллорс на 250-кубовом Benelli несется к победе в самой престижной гонке мира — британской Tourist Trophy, 1939 год.
Момент славы: Тед Меллорс на 250-кубовом Benelli несется к победе в самой престижной гонке мира — британской Tourist Trophy, 1939 год.

Другие времена, другие песни. В годы войны спортивные мотоциклы почему-то не находили сбыта, и компания переключилась на производство нижнеклапанных «пятисоток» (13,5 л.с., 180 кг, 90 км/ч) для армии. Она также выпускала детали для авиационных двигателей, за что бомбардировщики союзников и разнесли ее завод в пух и прах.
Другие времена, другие песни. В годы войны спортивные мотоциклы почему-то не находили сбыта, и компания переключилась на производство нижнеклапанных «пятисоток» (13,5 л.с., 180 кг, 90 км/ч) для армии. Она также выпускала детали для авиационных двигателей, за что бомбардировщики союзников и разнесли ее завод в пух и прах.

На фоне послевоенной разрухи спортивные победы радовали, конечно, но кормили плохо. Чтобы заработать хлеба и немножечко масла, компания освоила производство легких дешевых мотоциклов — таких как этот Leoncino 1952 года со 125-кубовым двухтактным двигателем мощностью 5,5 л.с. Впрочем, итальянцы и на таких «чахотках» ухитрялись гоняться: в 1953 году Леопольдо Тартарини (тот самый, который впоследствии основал Italjet) выиграл Motogiro d’Italia.
На фоне послевоенной разрухи спортивные победы радовали, конечно, но кормили плохо. Чтобы заработать хлеба и немножечко масла, компания освоила производство легких дешевых мотоциклов — таких как этот Leoncino 1952 года со 125-кубовым двухтактным двигателем мощностью 5,5 л.с. Впрочем, итальянцы и на таких «чахотках» ухитрялись гоняться: в 1953 году Леопольдо Тартарини (тот самый, который впоследствии основал Italjet) выиграл Motogiro d’Italia.

В конце 40-х годов Джузеппе Бенелли, рассорившись с братьями, ушел и основал собственную компанию Motobi. В 1962 году ссора иссякла, и Motobi влилась в Benelli. Какое-то время дилеры параллельно продавали мотоциклы обеих марок (на фото — Motobi Sprite 1965 года с 250-кубовым 15-сильным четырехтактным двигателем). Несколько лет назад итальянцы вновь пытались возродить марку Motobi — для скутеров китайского производства, но без особого успеха.
В конце 40-х годов Джузеппе Бенелли, рассорившись с братьями, ушел и основал собственную компанию Motobi. В 1962 году ссора иссякла, и Motobi влилась в Benelli. Какое-то время дилеры параллельно продавали мотоциклы обеих марок (на фото — Motobi Sprite 1965 года с 250-кубовым 15-сильным четырехтактным двигателем). Несколько лет назад итальянцы вновь пытались возродить марку Motobi — для скутеров китайского производства, но без особого успеха.

Все 1960-е годы инженеры компании с похвальной настойчивостью работали над проектом гоночного мотоцикла с 250-кубовым четырехцилиндровым четырехтактным двигателем. Упорство принесло плоды: в 1969 году Кел Каррутерз стал чемпионом мира. И вовремя: в следующем году ФИМ запретила «четверки» в классе 250 см³.
Все 1960-е годы инженеры компании с похвальной настойчивостью работали над проектом гоночного мотоцикла с 250-кубовым четырехцилиндровым четырехтактным двигателем. Упорство принесло плоды: в 1969 году Кел Каррутерз стал чемпионом мира. И вовремя: в следующем году ФИМ запретила «четверки» в классе 250 см³.

Хотя в 60-е годы главные прибыли компании приносили мопеды и мини-байки, братья Бенелли справедливо полагали, что «кубики» лишними не бывают. В 1967 году они показали прототип мотоцикла в британских традициях — с рядным двухцилиндровым 650-кубовым двигателем, через пару лет под именем Tornado он пошел в серию. Для своего времени — настоящий зверь: 50 л.с., 175 км/ч.
Хотя в 60-е годы главные прибыли компании приносили мопеды и мини-байки, братья Бенелли справедливо полагали, что «кубики» лишними не бывают. В 1967 году они показали прототип мотоцикла в британских традициях — с рядным двухцилиндровым 650-кубовым двигателем, через пару лет под именем Tornado он пошел в серию. Для своего времени — настоящий зверь: 50 л.с., 175 км/ч.

В начале 1970-х годов компания влилась в промышленную империю Алехандро Де Томазо. Новый хозяин благословил разработку невиданного доселе мотоцикла — с шестицилиндровым двигателем! Benelli 750 Sei стал родоначальником целого семейства: шестицилиндровые мотоциклы 750 и 900 см³, четырехцилиндровые 250, 350, 500 и 650 см³ и даже 125-кубовая «двойка».
В начале 1970-х годов компания влилась в промышленную империю Алехандро Де Томазо. Новый хозяин благословил разработку невиданного доселе мотоцикла — с шестицилиндровым двигателем! Benelli 750 Sei стал родоначальником целого семейства: шестицилиндровые мотоциклы 750 и 900 см³, четырехцилиндровые 250, 350, 500 и 650 см³ и даже 125-кубовая «двойка».

Век империи Де Томазо оказался недолог — уже в 1980-е годы она развалилась. Хозяином Benelli стал итальянский промышленник Джанкарло Сельчи, который в 1995 году перепродал ее крупному производителю бытовой техники Merloni Group. Основной продукцией Benelli стали скутеры.
Век империи Де Томазо оказался недолог — уже в 1980-е годы она развалилась. Хозяином Benelli стал итальянский промышленник Джанкарло Сельчи, который в 1995 году перепродал ее крупному производителю бытовой техники Merloni Group. Основной продукцией Benelli стали скутеры.

Возглавивший компанию Андреа Мерлони поначалу взялся за дело с энтузиазмом. Он даже изыскал средства на создание первоклассного супербайка — модели Tornado с трехцилиндровым 900-кубовым двигателем мощностью 140 л.с., дебютировавшей в 1999 году. Но мотопроизводство упорно приносило одни убытки, так что запал вскоре иссяк, и в 2005 году Мерлони с облегчением уступил Benelli китайскому концерну Quianjiang Group, который в 2016 году был поглощён промышленным гигантом Geely.
Возглавивший компанию Андреа Мерлони поначалу взялся за дело с энтузиазмом. Он даже изыскал средства на создание первоклассного супербайка — модели Tornado с трехцилиндровым 900-кубовым двигателем мощностью 140 л.с., дебютировавшей в 1999 году. Но мотопроизводство упорно приносило одни убытки, так что запал вскоре иссяк, и в 2005 году Мерлони с облегчением уступил Benelli китайскому концерну Quianjiang Group, который в 2016 году был поглощён промышленным гигантом Geely.

Новые хозяева сложа руки не сидели и к концу первого десятилетия решили жёстко разграничить модельную политику в зависимости от потребностей конкретного рынка. Результат их усилий не заставил себя ждать: бренд Benelli бьёт рекорды продаж на протяжении последних девяти лет! Так, в период с 2016 по 2020 год мировые продажи итальянской марки выросли на 345% — более чем втрое, а на отдельных рынках она и вовсе вышла в лидеры. Например, по итогам прошлого года, самым популярным мотоциклом в Италии стал 500-кубовый вседорожник TRK 502 (на фото), нашедший 6543 покупателя, плюс модели Leoncino 500 и BN125 вошли в топ-15 потребительских предпочтений.
Новые хозяева сложа руки не сидели и к концу первого десятилетия решили жёстко разграничить модельную политику в зависимости от потребностей конкретного рынка. Результат их усилий не заставил себя ждать: бренд Benelli бьёт рекорды продаж на протяжении последних девяти лет! Так, в период с 2016 по 2020 год мировые продажи итальянской марки выросли на 345% — более чем втрое, а на отдельных рынках она и вовсе вышла в лидеры. Например, по итогам прошлого года, самым популярным мотоциклом в Италии стал 500-кубовый вседорожник TRK 502 (на фото), нашедший 6543 покупателя, плюс модели Leoncino 500 и BN125 вошли в топ-15 потребительских предпочтений.

Текст: Александр Воронцов