Как известно, красота - в глазах смотрящего, а вот достоверность реконструкции - в руках реконструктора. Возьмем в качестве примера знаменитого шотландского короля Роберта Брюса, умершего 7 июня 1329 года. По традиции своего времени, при погребении его труп был разделен: сердце для Крестового похода в Святую Землю для отдали Джеймсу Дугласу, о чем есть знаменитая история, а тело захоронили Данфермлинском аббатстве. Затем в годы Гражданской войны XVI в. аббатство разорили, а могила оказалась утеряна. В 1818 г. ее случайно обнаружили при строительстве новой церкви. Останки выкопали, отождествили с Робертом Брюсом, а, затем, захоронили обратно, попутно специфически законсервировав. Саркофаг был залит эпоксидкой, что с одной стороны варварство, а с другой покойный монарх болел проказой, так что здоровья исследователям... Потомкам для изысканий были оставлены слепки, снятые с черепа, а также небольшая кость со стопы. Поэтому дальнейшие попытки реконструкции всецело опирались на качество этих копий.
Было предпринято несколько попыток восстановить облик Брюса, к ним возвращались каждый раз по мере совершенствования технологий. Поговорим о двух последних.
В середине 2010-х гг. к криминалисту Кристиану Корбету обратился ни кто иной, как XI граф Элгина Эндрю Брюс - потомок того самого Роберта. Он заказал скульптуру короля у Корберта, известного в британской аристократической среде своими работами по воссозданию портретов славных предков. Попутно были даны ценные указания, как должен был выглядеть знаменитый правитель. В частности, граф заметил, что растительности на лице не должно быть, так как в документах упоминался королевский брадобрей, а среди личных вещей был обнаружен скребок для усов. Во время своей работы Корбер гостил в замке графа, где гонял чаи и проникался атмосферой, так сказать. В основу своей работы он положил методику, близкую к той, что была разработана Герасимовым, а основой для нее послужила копия копии копии черепа, отснятая с предоставленного графом образца. Когда в 2017 г. результат был явлен публике, то на нас смотрел весьма умный, волевой, но при этом аристократичный человек, с подозрением высматривающий исподлобья. Корбер пришел к выводу никаких следов проказы копия черепа на себе не несет, а имевшиеся в источниках упоминания о ней оставили английские недруги короля. Лепра для того времени - позорный недуг. Ни шотландские, ни французские хронисты не упоминали ее, при этом не отрицая, что Брюс чем-то тяжело болел. Поэтому кожа у статуи весьма гладкая, а крючковатый нос - на своем месте.
Почти одновременно с шотландским заказом Корбера - в 2016 г. - публике была предоставлена версия облика Роберта Брюса от англичан. Ей занималась команда Ливерпульского университета Джона Мура. В своей работе исследователи полагались на современные цифровые методы: 3d-моделирование и статистические данные. Отсканировав копию черепа, они пошагово нарисовали трехмерную болванку, затекстурить которую кожей решили на основе имевшихся данных о генетике шотландцев. Дело в том, что извлечь материал для ДНК-анализа из упомянутой выше косточки стопы практически нереально ввиду ее хрупкости, поэтому было решено использовать наиболее распространенные среди потомков Брюса цвет глаз и волос. Версии о проказе англичане остались верны и спустя 700 лет, поэтому лицо "Роберта Брюса в возрасте" оказалось обезображено шрамами, а на месте носа нарисовали протез. В целом персонаж получился похож скорее на главаря какой-то банды, который в лихие 1300-е рамсил не на одной стрелке. С одной стороны, что нам ожидать от англичан, рисующих шотландского короля, с другой - откуда мы знаем, как выглядела в те годы монаршая аристократичность? Особенно, учитывая тот эпизод, как им были зарезаны двое Комминов посреди мессы или как он завалил одним топором полностью одоспешенного Генри де Богуна.
Можно ли сказать, что на представленных реконструкциях изображен один и тот же человек? С одной стороны да: у него совпадают какие-то базовые черты, вроде расстояния между глазами, контуров скул, формы лба. В остальном - это совершенно разные персонажи, заданные совершенно разными вводными установками. Кто-то видел в Брюсе великого и благородного короля, кто-то авантюриста-головореза, а кто-то вообще - прямолинейное прокаженное чудище. Осложнял работу и исходный материал в виде слепка, поверхность которого постепенно деградирует от соприкосновений с ним или снимаемых копий. Поэтому любая антропологическая реконструкция - это всего лишь отдаленная версия.
Автор - Дмитрий Сувеев
Читайте другие статьи автора по тегу #сувеевкат