В школе мне казалось, что предметы русского языка и математики абсолютно непохожи. И даже противоположны, ведь математика мне нравится своей логичностью и стройностью, а русский язык как-то не очень. Но когда я подросла, то узнала, что язык и математика очень близки. Убедила меня в этом книга Людмилы Петрушевской "Лингвистические сказки", главными героями в которой выступали шмурдики.
Сказки Петрушевской состоят целиком из несуществующих слов, таких как пуськи бятые и кузявые шмурдики. Несмотря на абсолютную лексическую несуразицу, сказки представляют собой связный рассказ с интуитивно понятным сюжетом. Почему так?
Все языки мира являются структурированными и логичными системами. И логические высказывания передаются с помощью грамматических конструкций, а мы, как носители русского языка, без труда их распознаем. И даже не понимая лексического смысла, мы распознаем логику действий. Никто не знает, кто такие шмурдики и что они делают мы тоже не понимаем. Но нам это и не надо.
Кузявая бутявка пожмурляла за хрюквой
Видно, что кузявая — это прилагательное, бутявка и хрюква — существительные, а пожмурляла — глагол. Из грамматики мы видим логику, что некоторое некто совершило какое-то действие. Но вот лексически кто и что сделала нам неясно. На этой основе можно построить тесты, в которых вы можете научить находить логические связи, не привязываясь к смыслу сказанного.
В интернете вы можете найти несколько тестов с персонажами Петрушевской или Войнаровского, но мы написали свой небольшой тест на логику про спанюш и хрюкатанов. Попробуйте и поделитесь результатами! Тест подходит и детям, и взрослым.
Ссылка на тест — https://znamenatelclub.ru/test_logic
Другие интересные тетради и педагогические находки читайте в моем телеграм-канале Знаменатель.
#тестналогику #занимательнаялингвистика #математическийкружок #математическиезадачи #задачаналогику #олимпиадныезадачи #математикадлядетей