Кратко о роли художественной критики в 18 и 19 веках.
Появление художественной критики было связанно с тем, что в XVIII веке начинают меняться правила по которым существуют и зарабатывают люди искусства. Художник до того момента был наёмным ремесленником, который, в основном, выполнял заказы государства, церкви или аристократии. Заказчики определяли то, что они хотят получить, а художник выполнял заказ, согласно «Техническому заданию». Соответственно роль церковных и государственных школ была главенствующей – практически невозможно было жить за счёт художественного промысла человеку не из системы.
Однако с развитием общества появляется зажиточный средний класс, средние и крупные предприниматели. Теперь и они готовы тратить деньги и даже вкладывать их в художественные работы старых мастеров и своих современников. Теперь у художников появляется возможность учиться у других художников независимо от «официальных» школ искусства, открывать свои школы, собираться в группы и искать свой путь в искусстве. Ведь теперь рынок решит добьются ли они успеха, или нет.
Именно в этот момент появляется необходимость в специалисте, который сможет объяснить интересующимся живописью, «кто есть кто». Но критики не просто обозревают со стороны. Они вплетаются в художественный мир настолько тесно, что начинают в буквальном смысле вершить судьбы художников (так же происходит и в музыке, литературе, скульптуре и т.д.). Влияние критики закрепилось ростом популярности газет, которые становятся почти безальтернативным источником информации для большинства людей того времени. А в газетных статьях не просто освещают события, они и дают им оценку. Авторы подобных статей, при хорошем остроумии, владении темой и наличии харизмы становятся необычайно авторитетными специалистами. Многие художники «закидывали» своих критиков карикатурами, некоторые даже требовали запретить их деятельность, но всё это не сработало. Критики добиваются такого авторитета, что с ними считаются, как с самыми важными людьми в своей сфере.
Позже, к концу XIX века критика меняет свою роль и уже гораздо чаще стоит на стороне художника и помогает ему донести идеи, им пропагандируемые, или объяснить замысел его работы. Теперь уже очень не просто «убить» художника едкой статьей. И в этом заслуга той эволюции, которую прошло современное искусство.
Именно Францию можно считать родиной художественной критики. Именно там происходит самое бурное развитие искусств в XVIII-XIX веках. Некоторые культурологи и историки, кстати, отмечают связь революционных настроений в обществе и «передовитости» художественной мысли. Тут самый близкий нам пример русский авангард начала XX века. Тогда на наших художников и скульпторов равнялись все.
А критика? А критика развивается параллельно. И имея очень высокую значимость для французских художников конца XIX века очень на долго продлевает жизнь в бедности для тех чьи картины в наше время стоят сотни миллионов долларов.