Найти тему

Воспоминания. Часть 3. Спиноза

Часть первая
Часть вторая

Решив искать нового тренера, я пошла испытанным путём: сделала запрос по Яндексу, получила кучу вариантов и начала звонить. Зацепил меня лишь один голос: глубокий мягкий баритон. У молодого человека, назвавшего себя Александром, была спокойная и вежливая манера. Он сказал, что ему тридцать лет и что он имеет звание танцора международного класса. Экономическая часть переговоров прошла очень гладко и выгодно подчеркнула его лояльность к клиенту. Мы договорились, что заниматься будем два раза в неделю по часу. И что он, разумеется, будет приезжать ко мне.

В назначенное время раздаётся звонок в дверь. Открываю и вижу субъекта, менее всего подходящего под тот голос, который так пленил меня по телефону.

Александр Репин в 2009 г.
Александр Репин в 2009 г.

Это был ни на кого не похожий странный молодой человек, который для представителя мира хореографии казался слишком нескладным. Во всяком случае, танцорской стати у него не было и в помине. К тому же он был фантастически говорлив. Я долго слушала историю о том, как он добирался до нашего офиса и какие трудности преодолевал. Поняв, что это может продолжаться до бесконечности, я остановила его и пригласила в свой кабинет. Усадив его, начала рассказывать, чего хочу. А хотела я нескольких вещей: во-первых, поддерживать хорошую физическую форму; во-вторых, освоить разные танцевальные стили, в-третьих – иметь какой-то длительный творческий проект. Я также объяснила ему, почему не стала продолжать заниматься с предыдущим тренером.

В ответ он гарантировал мне исключительно корректное поведение и предлагает, не откладывая, начать. Причём не с движения, а с теории.

– Вы что, хотите сказать, что нашим первым занятием будет лекция?
– Да. Я предлагаю Вам взять ручку и бумагу.
– Нет уж, тогда я лучше сяду за компьютер.
– Хорошо. Вы не пожалеете о том, что потратили на это время. Я расскажу Вам вещи, которые профессионалы обычно держат в секрете. Если хотите, я поделюсь с Вами своими уникальными знаниями. Я их накапливал два десятка лет – практически всю сознательную жизнь. А не так давно мне просто повезло: папа одной из моих партнёрш не пожалел денег и нанял для нас очень дорогого и суперпрофессионального тренера. От него я узнал то, о чём даже и не подозревал никогда. Хотя всю жизнь только и делал, что танцевал.
– Но ведь такие секреты очень дорого стоят. Я, может быть, не готова Вам за них платить.
– Да я и не прошу об этом. Я просто хочу с Вами поделиться. Не знаю, почему. Просто Вы такой человек.
– Спасибо, конечно, но я не уверена, что смогу всем этим как следует воспользоваться. Хотя давайте попробуем.

И он начинает говорить. Речь у него просто ужасная. Записывать за ним сходу не получается – приходится, уловив смысл, всё начисто переформулировать. При том, что форма меня сильно раздражает, содержание произносимого не оставляет сомнения в том, что молодой человек про «уникальные знания» не сочиняет. По ходу этого нашего упражнения (он говорит и показывает, а я перевожу на человеческий и записываю) мне постепенно становится не по себе. Он стоит передо мной – высокий, тощий – и наглядно демонстрирует то, о чём рассказывает. А я понимаю, что это для меня что-то запредельное по выразительности. Во всём этом пока ещё нет никакого искусства – он всего лишь объясняет мне самые-самые основы и иллюстрирует это простыми телодвижениями.

Час пролетает очень быстро, но он готов продолжать. Я сразу объясняю свою точку зрения на этот вопрос: мы будем стараться укладываться во время, о котором договаривались. В случае крайней необходимости урок может быть длиннее или короче, но это будет исключением, а не правилом. Он соглашается, но повторяет, что минуты высчитывать не будет и готов работать сколько угодно без дополнительных денег. Когда мы начинаем обсуждать способ оплаты, я предлагаю вариант, не принятый в этом бизнесе: платить не вперёд, а по итогам. Причём не за каждое занятие, а суммарно за неделю. Наверное, я перегибаю палку, но он это спокойно принимает, и мне это нравится.

Фактом его биографии было то, что он – титулованный профессиональный танцор. То, как он показывал разные движения, говорило о том, что он хорошо умеет объяснять, хотя и своеобразно. Я поняла, что легко могу расшифровывать его мысли и не стала заморачиваться по поводу его ораторских данных. Он сказал и частично показал, что владеет несколькими танцевальными стилями. Например, когда я попросила его пройтись «лунной» походкой Майкла Джексона, он это легко сделал. Расстались мы с хорошим чувством, что у нас всё получится. И ещё: после того, что я увидела, он перестал мне казаться нелепым и нескладным.

Вот такого «Спинозу» послала мне судьба через интернет. Кстати, ошибка чеховского Апломбова, который перепутал философа Бенедикта Спинозу с известным испанским танцором Эспиносой, гастролировавшим в России, попала в случае с Александром прямо в точку: он считал себя философом. Правда увлекался он не нормальной философией, а эзотерикой, инопланетянами, учением о реинкарнации и прочей псевдонаучной галиматьёй. Так что его танцорский и педагогический талант, который я очень ценила, был обременён мракобесием и мессианством, с которыми я сначала пыталась бороться, но потом перестала и просто запрещала ему на занятиях отвлекаться от танцев.

Кстати, посмотрите, Александр действительно немного напоминает на Спинозу, хотя их разделяют почти 380 лет.

Б. Спиноза где-то во второй половине XVII века.
Б. Спиноза где-то во второй половине XVII века.