Найти тему
МГУ имени М.В.Ломоносова

Международный день спортивного журналиста

Максим Бабюк, доцент факультета журналистики МГУ, возглавляет модуль для бакалавров «Спорт в СМИ», посвященный спортивной журналистике. Достаточно много выпускников факультета, прошедших этот модуль, успешно строят карьеру в спортивных медиа. С помощью Максима мы разберемся в том, что такое спортивная журналистика, каковы её направления, а также почему многие звезды спортжура не имели профильного образования, но почему очень важно его получить сейчас.

Профессия спортивного журналиста в наши дни стала многопрофильной, поскольку в ней кроется множество специализаций, и с каждым годом их появляется все больше. Это связано с развитием того, что специалисты называют медиа-спортивным рынком — направления на стыке медиа и спорта, привлекающем большие средства и много людей.

Есть журналисты пишущие, традиционно готовившие статьи для печатных изданий, а теперь почти полностью перешедшие в сеть; те, кто работают на телевидении и радио; спортивные комментаторы — направление очень популярное, но узкое, с высокой конкуренцией и определенным «потолком». Впрочем, здесь можно выходить за рамки профессии и даже сформировать своего рода субкультуру. Кроме того, в последние годы появились новые направления, связанные с социальными медиа, мессенджерами и медийным развитием спортивных клубов и брендов. Очень востребованы спортивные пиарщики, маркетологи, рекламщики, сммщики — чаще всего выпускники журфака, решившие строить карьеру спортжурналиста, работают именно на этих должностях.

«В профессии можно состояться, но это большой труд, а вовсе не так легко, как может показаться. Есть стойкое заблуждение, что спортивным журналистом может стать практически любой человек. Оно небезосновательно и пошло еще из 90-х годов. В СССР спортивной журналистики было очень мало, она контролировалась властями и была несколько шаблонной, хотя и очень профессиональной. После распада Союза наложились друг на друга несколько процессов. С одной стороны, развалился традиционный рынок профессий. С другой стороны, началось бурное развитие негосударственной спортивной журналистики. Журфаки еще не успели перестроиться, а отрасли требовались люди, заинтересованные в спорте, и диплом никого не волновал. Именно в 90-е в спортжур пришли люди, впоследствии ставшие настоящими звездами. Отсутствие профессионального образования они компенсировали искренней любовью к спорту, эрудицией и талантом», — рассказывает Максим Бабюк.

Аналогичные процессы происходили в начале нулевых, с развитием интернета, когда снова потребовалось много работников, а профессиональных спортивных журналистов не хватало. Несмотря на все это, исследование факультета журналистики МГУ показало интересные результаты. В большинстве редакций спортивных изданий говорили, что профессиональное образование не нужно, однако практика и опрос демонстрируют ежегодное увеличение доли сотрудников именно с дипломом журналиста.

«Конечно, никто специально их не отбирает. Просто при прочих равных редактору проще обучить человека, у которого уже есть база и который умеет писать. Кроме того, журфак дает не только знания, но и практику, и знакомства в спортивных медиа. У начинающего журналиста уже во время обучения появляются колоссальные стартовые возможности для карьерного развития и роста», — дополняет Максим.

Если вас вдохновляют Дмитрий Губерниев и Алексей Попов, если вы готовы не только болеть за любимую команду, но и интересно рассказывать о ней аудитории, добро пожаловать на факультет журналистики Московского университета! О том, как поступить, можно узнать на сайте.

#дата_мгу #спортжур #журфак_мгу #интервью