Найти тему

Учеба — это движение

Оглавление

Нейрофизиолог и педагог Карла Ханнафорд посвятила теме обучения 20 лет своей работы. В своей книге «Движение — путь к знаниям» она рассуждает о системе духа и тела и демонстрирует, какую важную роль движение играет в процессе учебы.

Автор: Александр Тимощенко — эксперт кафедры «Нейролингвистическое программирование» Академии социальных технологий, практикующий специалист по НЛП и коучингу.

Фото: Cottonbro, Pexels
Фото: Cottonbro, Pexels

Грудной ребенок учится координировать свои движения, осваивая сначала ползание, а потом ходьбу. Вместе с движением стимулируются и развиваются центральные области мозга. Если их не активизировать, развитие мозга будет ограниченным. Когда мы используем все тело и все органы чувств, мы лучше познаем окружающую среду. Поэтому дети на наши слова реагируют различными движениями. Движения — неотъемлемая часть процесса получения и обработки информации.

У взрослых тоже процесс обучения становится более эффективным, если они принимают в нем активное участие. Чтобы мозгу обработать информацию, мы должны двигаться. Когда мы читаем наши глаза, совершают определенные движения, когда пишем, движение происходит не только руками, но и головой. Во время чтения наши глаза совершают непрерывные движения. Из этого следует, что информация воспринимается при постоянном движении тела, а значит, ее можно извлечь из памяти, используя различные движения и жесты.

Фото: Cottonbro, Pexels
Фото: Cottonbro, Pexels

Типы людей по видам усвоения информации

  1. Человек визуального типа. Обучение будет проходить более эффективно, если его рабочее место будет красиво оформлено. Его будет раздражать беспорядок, яркий свет, резкие цвета. Для него важны спокойные гармоничные цвета, красивый вид из окна.
  2. Человека аудиального типа. Он не выносит громкие звуки, разговоры, шум из окна. Для концентрации и успокоения можно воспользоваться наушниками или берушами. Аудиокниги будто специально изобретены для таких людей.
  3. Человек коммуникативного типа. Не может находиться в одиночестве. Ему всегда нужен собеседник, чтобы обсуждать правильность своих мыслей, проговаривать ход действий. Такие люди созданы для работы в больших коллективах.
  4. Человек моторного типа. Не может долго сидеть на месте. Нужно постоянно двигаться, перемещаться на рабочем месте. Информация усваивается лучше всего в ходе практической работы. Верят только в то, что можно пощупать руками. Для лучшего запоминания лучше сопровождать информацию соответствующими движениями.
Фото: Cottonbro, Pexels
Фото: Cottonbro, Pexels

Фитнес-центр для нейронов

Упражнения на концентрацию должны быть достаточно сложными, чтобы не было возможности думать о чем-то другом.

  • Упражнение 1. Для активизации мозга встаньте и маршируйте на месте, высоко поднимая колени, попеременно касаясь локтей противоположных рук.
  • Упражнение 2. Улучшает не только подвижность шеи, но и повышает концентрацию. Встаньте прямо и слегка согните ноги в коленях. Наклоните голову влево и приложите ухо к плечу, причём так плотно, чтобы между ними можно было удержать лист бумаги. Вытяните вперед правую руку и опишите пальцем большую восьмёрку, лежащую на боку (знак бесконечности), внимательно следя глазами за рукой. Затем поменяйте положение: наклоните голову вправо и рисуйте восьмерку левой рукой. Повторите по 3-4 раза в каждую сторону.
  • Упражнение 3. Снимает напряжение в области таза, улучшает координацию и чувство равновесия. Удобно сядьте на устойчивый стул (стул на колесиках не подойдёт). Скрестите вытянутые ноги и медленно наклоните туловище вперёд. Руки при этом свободно свисают по бокам. Сопровождайте наклон медленным выдохом. Глубина наклона должна быть такой, чтобы не вызывать у вас дискомфорт. Делая вдох, вернитесь в исходное положение. Поменяйте положение ног и повторите упражнение еще раз.