Найти тему

Почему не нужно стесняться брать предоплату за свою работу

Оглавление

Знакомая, которая работает психотерапевтом, поделилась болью: бывает, что договорились с клиентом о сеансе, он убеждал, что придет. Наступил назначенный день – его нет. Выясняется, что не смог/заболел/кошка родила и т.п. Время потрачено впустую. Возможность в эти часы заработать – тоже. Для предотвращения таких случаев есть средство – предоплата.

Фото © Игорь Рызов
Фото © Игорь Рызов

Для чего она нужна

Когда со мной делятся подобными ситуациями, я всегда даю совет: берите предоплату. Конечно, сказать об этом легче, чем сделать. Если небольшой круг клиентов или бизнес основывается на лояльности к ним, то люди стесняются просить деньги вперед. Хотя постыдного в этом нет.

Поделюсь личной историей. Я занимаюсь триатлоном, и когда подрос мой сын, он тоже решил влиться в спорт. Отдали его к хорошему тренеру по плаванию. И несколько раз возникала ситуация, когда сын пропускал занятия: проспал, не получилось прийти и прочие отговорки.

Однажды я не выдержал и заплатил тренеру за пропущенное занятие. И, конечно, сказал об этом сыну, намекнув, что ради него человек вышел на работу, потратил время. Такое должно окупаться.

Предоплата, хотя бы частичная, необходима. Она полезна по 2 причинам:

  1. Идет отсев тех, кто и не собирался к вам приходить. Причем это преимущество для вас, потому что не надо тратить время и средства на такого клиента.
  2. Люди, заплатившие часть суммы, более мотивированы и ответственны. Они осознают, что уже отдали деньги и поздно «давать заднюю».

Без предварительной оплаты не очень добросовестный человек начинает сомневаться: идти или не идти. Придумывает «отмазку» и в последний момент способен подвести.

А вот когда в игру вступает сумма, внесенная заранее, тем более если обозначили, что она невозвратная, то стимул соблюсти договоренности заметно повышается. Грубо говоря, вы внушаете клиенту мысль: за неявку он поплатится деньгами.

Как построить систему предварительной оплаты

Во-первых, обозначьте минимальный процент, который клиент должен внести заранее. Исходите из того, какой части от общей суммы будет достаточно, чтобы возложить на человека ответственность. Логично, что если это будет несколько процентов, система не сработает.

Во-вторых, определите срок, когда предоплата становится невозвратной. В жизни случается всякое по независящим от нас причинам. В таком случае скажите, что об отмене или переносе встречи надо сообщить, допустим, минимум за 2 дня.

Опирайтесь на специфику своей работы, определяя оптимальный срок. Например, в моей академии он составляет 2 недели.

Конечно, бывают непредвиденные ситуации. Поэтому оставьте за собой право делать редкие исключения, но только для проверенных клиентов.

Напоследок тем, кто стесняется брать деньги заранее, задам вопрос. Вы хотите на старте определить, что человек не придет, или понять это только в день встречи?

Друзья, а как вы относитесь к предоплате? Делитесь в комментариях.

Читайте еще: