Найти в Дзене
Разноцветные грани

"Главное — энергия, вложенная в произведения". Художник Ким Николаевич Бритов

Лев Серафимович Котляров (1925 — 2007 гг.). Портрет Кима Бритова. 1995-1996. Бумага, графитный карандаш, 43×30,5 см
Лев Серафимович Котляров (1925 — 2007 гг.). Портрет Кима Бритова. 1995-1996. Бумага, графитный карандаш, 43×30,5 см

Ким Николаевич Бритов ( 8 января 1925 г. — 5 января 2010 г.) прожил долгую жизнь, посвятив активной творческой деятельности более 60 лет. Сейчас его работы известны и узнаваемы, он по праву считается выдающимся советским и российским художником, одним из мэтров и основателей самобытного направления — владимирской пейзажной школы живописи.

Золотая осень. 1989 г. Картон, масло. 57 x 76 см
Золотая осень. 1989 г. Картон, масло. 57 x 76 см
Март в Переславле. 2001 г. ДВП, масло. 80х160 см
Март в Переславле. 2001 г. ДВП, масло. 80х160 см

Для картин Бритова характерен радостный взгляд на мир, позитив, который выражается яркими насыщенными цветами. Художник уделял цвету большое внимание, считал колорит очень значимым в своей живописи.

А в последнем интервью, подводя итоги работы, оглядываясь на прожитое и оценивая созданное, Ким Николаевич сказал:

«60 лет я считал, что цвет и настроение – главное. И только к концу жизни понял, что главное – энергия, вложенная в произведения. Цвет и настроение только дополняют».

И, глядя на созданные мастером картины, зритель не только чувствует и ощущает вложенную энергию, но и наполняется, заряжается ею.

Владимир. Золотые ворота. 2000 г. Картон, масло. 50 x 65 см
Владимир. Золотые ворота. 2000 г. Картон, масло. 50 x 65 см

Наполнен энергией и ярким цветом и автопортрет, написанный в последние годы жизни.

Автопортрет
Автопортрет

В автопортрете художник не старается детально изобразить собственную внешность, а стремится показать себя как творца, ценящего красоту и радость, передающего их на полотнах. И яркие солнечные цвета, наполняя зрителя положительными эмоциями, при этом также дарят порцию вложенной мастером энергии.

Но чтобы вкладывать энергию в холсты, живописец должен иметь её источник, питающий его самого. Таким источником энергии, вдохновляющим на творчество, для Бритова была прежде всего родная владимирская земля, природа, её красота.

Осенние дали. 1994 г. Холст, масло. 14 x 27 см
Осенние дали. 1994 г. Холст, масло. 14 x 27 см
Мартовское солнце. 2008 г. 15 x 20 см
Мартовское солнце. 2008 г. 15 x 20 см

Замечать красоту привычного — тоже дар. Неслучайно в книгах отзывах на выставках Кима Бритова зрители часто писали, что художник обладает особым взглядом на мир, учит видеть прекрасное в обыденном.

А самого Бритова этому научила жизнь.

Он родился в Собинке, а детство провёл в Коврове, где впервые взял в руки кисть, получив первые уроки рисования и живописи у Сергея Михайловича Чеснокова, выпускника Казанского художественного училища, посвятившего себя преподаванию. В 1938 году были арестованы оба родителя тринадцатилетнего Кима, и он с сестрой переехал во Владимир к старшему брату. С юных лет будущий народный художник РФ знал, что такое тяжёлый труд: он работал токарем, электросварщиком на железнодорожной станции. Жизненные обстоятельства не давали возможности учиться академическому мастерству. А потом этому помешала война.

В 1943 году, когда Киму Бритову исполнилось 18 лет, он добровольцем ушёл на фронт. Служил в артиллерийской разведке, был награждён медалью "За отвагу".

Тяжёлое ранение руки не позволило Киму Николаевичу закончить Мстёрскую художественную школу промысловой кооперации, в которую он поступил в 1945 году сразу на третий курс. В 1947 году юноша ушёл с четвертого курса. В 1948—1955 годах он обучался во Владимире в художественной студии при Доме народного творчества у Николая Петровича Сычёва.

Берёзы. 1959 г.
Берёзы. 1959 г.

Отсутствие формального академического образования не стало преградой для творчества бывшего фронтовика. Побывав на войне, он ценил жизнь и проявления прекрасного в ней, мирное небо и природу, хотел с помощью живописи выразить свои чувства. Поэтому Бритов совершенствовал свои живописные навыки, а также изучал работы художников-классиков и народное творчество (лубок, лаковые миниатюры). Природные задатки и упорный труд помогли ему добиться успеха.

Ранний снег. 1980 г. Картон, масло. 30 x 40 см
Ранний снег. 1980 г. Картон, масло. 30 x 40 см

Известность пришла к мастеру в 1960 году, после республиканской выставки "Советская Россия" в Москве. На этой выставке внимание общественности привлекли работы Бритова и ещё двух владимирских художников — Владимира Юкина и Валерия Кокурина. Именно их троих сейчас считают мэтрами-основателями владимирской пейзажной школы.

А тогда, в далёких уже 60-х, мнения относительно творчества владимирцев были полярными. Часть зрителей приветствовала яркое, колоритное и эмоциональное письмо, называя его свежим и самобытным, заявляя, что владимирское искусство испытывает подъём.

Другие, включая искусствоведов и критиков, наоборот, обвиняли владимирцев в "абстракционизме", "космополитизме" и "импрессионизме". Эти слова в пору господства социалистического реализма служили ругательствами и негативными метками.

Но равнодушными творчество владимирских художников не оставляло никого. Их работы выделялись на фоне типичных картин, написанных в рамках официального искусства, отличались от привычных полотен "на злобу дня", в которых восхвалялись и прославлялись достижения социализма.

Уборка урожая. 1971 г.
Уборка урожая. 1971 г.
В мае. Зазеленело. 1965 г. 64 x 45 см
В мае. Зазеленело. 1965 г. 64 x 45 см

За шестьдесят лет творческой деятельности Ким Бритов написал более трёх тысяч картин, участвовал более, чем в двухстах выставках в России и за рубежом. Основной темой творчества Бритова являются пейзажи, а также древнерусские города (Владимир, Суздаль, Переславль-Залесский, Ростов Великий и другие). Сам художник так характеризовал своё искусство:

«Есть художники, которые работают сразу во многих жанрах, не задумываясь над тем, что же для них является главным. Я – пейзажист, пейзажист по призванию, все мои лучшие работы — это картины о природе.»

Бритов стремился уловить переменчивость состояний окружающего пейзажа, охватить всю гамму ощущений от увиденного, чтобы затем перенести это состояние на полотно.

Март. Гости приехали. 1996 г. Холст, масло. 87 x 112 см
Март. Гости приехали. 1996 г. Холст, масло. 87 x 112 см

А вот так Ким Бритов говорил о владимирской пейзажной школе в целом:

«Наше направление в пейзаже своими корнями уходит в живопись реалистической школы. Но мы вносим в него условность русского лубка, отчасти миниатюры, декоративность национального орнамента, свое видение окружающего мира.»
Весна в Переславле. 1976 г. Картон, масло. 18 x 24 см. Частная коллекция
Весна в Переславле. 1976 г. Картон, масло. 18 x 24 см. Частная коллекция
Снег выпал. 2005 г.
Снег выпал. 2005 г.

Бритов много ездил по стране – писал в Карелии, Мордовии, на Урале, в Крыму.

Зима на Урале. 1972 г. Картон, масло.
Зима на Урале. 1972 г. Картон, масло.
Керченский порт. 1978 г. Картон, масло. 45 x 60 см
Керченский порт. 1978 г. Картон, масло. 45 x 60 см

Ким Бритов — самородок Владимирской земли, разноплановый человек, настоящая глыба в искусстве. Его яркие, эмоциональные, наполненные энергией картины передают восхищение художника родной землёй, её историей, красотой природы.

В 1995 году Ким Николаевич Бритов получил звание народного художника РФ. В 1997—2003 годах он преподавал на художественно-графическом факультете Владимирского государственного педагогического университета.

Сегодня работы Кима Николаевича Бритова входят в собрания ведущих музеев России, США, Германии и Кореи, находятся в частных коллекциях в России и за рубежом.

В заключение — небольшая подборка работ Кима Бритова, замечательного самобытного художника.

Подсолнухи. 1985 г. Холст, масло. 90 x 130 см
Подсолнухи. 1985 г. Холст, масло. 90 x 130 см
Весна идёт. 1959 г. Картон, масло. 45 x 58 см
Весна идёт. 1959 г. Картон, масло. 45 x 58 см
Подсолнухи. 1995 г. Картон, масло. 42 x 60 см
Подсолнухи. 1995 г. Картон, масло. 42 x 60 см
Зимний день. 1970-е гг. Холст, масло. 120 x 120 см
Зимний день. 1970-е гг. Холст, масло. 120 x 120 см
Суздаль. 2008 г. Холст, масло. 60 x 45 см
Суздаль. 2008 г. Холст, масло. 60 x 45 см
У Мстеры. Старина. 1993 г. Хост, масло. 81 x 100 см
У Мстеры. Старина. 1993 г. Хост, масло. 81 x 100 см
Судак. Крым
Судак. Крым
Голубая весна. 2004 г. 40 x 50 см
Голубая весна. 2004 г. 40 x 50 см
Владимирский дворик. 2003 г. Картон, масло. 30 x 40 см
Владимирский дворик. 2003 г. Картон, масло. 30 x 40 см
Осень у Мстеры. 1976 г. Картон, масло. 50 x 76 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Осень у Мстеры. 1976 г. Картон, масло. 50 x 76 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Подсолнухи. 2008 г. Картон, масло. 19 x 25 см
Подсолнухи. 2008 г. Картон, масло. 19 x 25 см
Зимка. 1965 г. Картон, масло. 44 x 64 см
Зимка. 1965 г. Картон, масло. 44 x 64 см
Сирень. 2009 г. Холст, масло. 70 x 80 см
Сирень. 2009 г. Холст, масло. 70 x 80 см
Половодье. Холст на картоне, масло. 21 x 26 см
Половодье. Холст на картоне, масло. 21 x 26 см
Разлив на реке Клязьма. 1983 г.
Разлив на реке Клязьма. 1983 г.

Надеюсь, яркие и наполненные энергией работы Кима Бритова не оставили вас равнодушными. А я на вызванной ими волне позитива хочу порекомендовать два замечательных канала, на которые подписана и всегда читаю с интересом.

Живопись. Фотография

Заметки Художника