Ким Николаевич Бритов ( 8 января 1925 г. — 5 января 2010 г.) прожил долгую жизнь, посвятив активной творческой деятельности более 60 лет. Сейчас его работы известны и узнаваемы, он по праву считается выдающимся советским и российским художником, одним из мэтров и основателей самобытного направления — владимирской пейзажной школы живописи.
Для картин Бритова характерен радостный взгляд на мир, позитив, который выражается яркими насыщенными цветами. Художник уделял цвету большое внимание, считал колорит очень значимым в своей живописи.
А в последнем интервью, подводя итоги работы, оглядываясь на прожитое и оценивая созданное, Ким Николаевич сказал:
«60 лет я считал, что цвет и настроение – главное. И только к концу жизни понял, что главное – энергия, вложенная в произведения. Цвет и настроение только дополняют».
И, глядя на созданные мастером картины, зритель не только чувствует и ощущает вложенную энергию, но и наполняется, заряжается ею.
Наполнен энергией и ярким цветом и автопортрет, написанный в последние годы жизни.
В автопортрете художник не старается детально изобразить собственную внешность, а стремится показать себя как творца, ценящего красоту и радость, передающего их на полотнах. И яркие солнечные цвета, наполняя зрителя положительными эмоциями, при этом также дарят порцию вложенной мастером энергии.
Но чтобы вкладывать энергию в холсты, живописец должен иметь её источник, питающий его самого. Таким источником энергии, вдохновляющим на творчество, для Бритова была прежде всего родная владимирская земля, природа, её красота.
Замечать красоту привычного — тоже дар. Неслучайно в книгах отзывах на выставках Кима Бритова зрители часто писали, что художник обладает особым взглядом на мир, учит видеть прекрасное в обыденном.
А самого Бритова этому научила жизнь.
Он родился в Собинке, а детство провёл в Коврове, где впервые взял в руки кисть, получив первые уроки рисования и живописи у Сергея Михайловича Чеснокова, выпускника Казанского художественного училища, посвятившего себя преподаванию. В 1938 году были арестованы оба родителя тринадцатилетнего Кима, и он с сестрой переехал во Владимир к старшему брату. С юных лет будущий народный художник РФ знал, что такое тяжёлый труд: он работал токарем, электросварщиком на железнодорожной станции. Жизненные обстоятельства не давали возможности учиться академическому мастерству. А потом этому помешала война.
В 1943 году, когда Киму Бритову исполнилось 18 лет, он добровольцем ушёл на фронт. Служил в артиллерийской разведке, был награждён медалью "За отвагу".
Тяжёлое ранение руки не позволило Киму Николаевичу закончить Мстёрскую художественную школу промысловой кооперации, в которую он поступил в 1945 году сразу на третий курс. В 1947 году юноша ушёл с четвертого курса. В 1948—1955 годах он обучался во Владимире в художественной студии при Доме народного творчества у Николая Петровича Сычёва.
Отсутствие формального академического образования не стало преградой для творчества бывшего фронтовика. Побывав на войне, он ценил жизнь и проявления прекрасного в ней, мирное небо и природу, хотел с помощью живописи выразить свои чувства. Поэтому Бритов совершенствовал свои живописные навыки, а также изучал работы художников-классиков и народное творчество (лубок, лаковые миниатюры). Природные задатки и упорный труд помогли ему добиться успеха.
Известность пришла к мастеру в 1960 году, после республиканской выставки "Советская Россия" в Москве. На этой выставке внимание общественности привлекли работы Бритова и ещё двух владимирских художников — Владимира Юкина и Валерия Кокурина. Именно их троих сейчас считают мэтрами-основателями владимирской пейзажной школы.
А тогда, в далёких уже 60-х, мнения относительно творчества владимирцев были полярными. Часть зрителей приветствовала яркое, колоритное и эмоциональное письмо, называя его свежим и самобытным, заявляя, что владимирское искусство испытывает подъём.
Другие, включая искусствоведов и критиков, наоборот, обвиняли владимирцев в "абстракционизме", "космополитизме" и "импрессионизме". Эти слова в пору господства социалистического реализма служили ругательствами и негативными метками.
Но равнодушными творчество владимирских художников не оставляло никого. Их работы выделялись на фоне типичных картин, написанных в рамках официального искусства, отличались от привычных полотен "на злобу дня", в которых восхвалялись и прославлялись достижения социализма.
За шестьдесят лет творческой деятельности Ким Бритов написал более трёх тысяч картин, участвовал более, чем в двухстах выставках в России и за рубежом. Основной темой творчества Бритова являются пейзажи, а также древнерусские города (Владимир, Суздаль, Переславль-Залесский, Ростов Великий и другие). Сам художник так характеризовал своё искусство:
«Есть художники, которые работают сразу во многих жанрах, не задумываясь над тем, что же для них является главным. Я – пейзажист, пейзажист по призванию, все мои лучшие работы — это картины о природе.»
Бритов стремился уловить переменчивость состояний окружающего пейзажа, охватить всю гамму ощущений от увиденного, чтобы затем перенести это состояние на полотно.
А вот так Ким Бритов говорил о владимирской пейзажной школе в целом:
«Наше направление в пейзаже своими корнями уходит в живопись реалистической школы. Но мы вносим в него условность русского лубка, отчасти миниатюры, декоративность национального орнамента, свое видение окружающего мира.»
Бритов много ездил по стране – писал в Карелии, Мордовии, на Урале, в Крыму.
Ким Бритов — самородок Владимирской земли, разноплановый человек, настоящая глыба в искусстве. Его яркие, эмоциональные, наполненные энергией картины передают восхищение художника родной землёй, её историей, красотой природы.
В 1995 году Ким Николаевич Бритов получил звание народного художника РФ. В 1997—2003 годах он преподавал на художественно-графическом факультете Владимирского государственного педагогического университета.
Сегодня работы Кима Николаевича Бритова входят в собрания ведущих музеев России, США, Германии и Кореи, находятся в частных коллекциях в России и за рубежом.
В заключение — небольшая подборка работ Кима Бритова, замечательного самобытного художника.
Надеюсь, яркие и наполненные энергией работы Кима Бритова не оставили вас равнодушными. А я на вызванной ими волне позитива хочу порекомендовать два замечательных канала, на которые подписана и всегда читаю с интересом.