Исследования показывают, что воздействие стресса в молодом возрасте ускоряет старение в определенных частях мозга.
Исследователи из Университета Радбуд, изучающие детский стресс и процессы старения в мозге, выявили последствия детского стресса в результате исследования, которое они проводили в течение почти 20 лет.
В 1998 году впервые была протестирована большая группа из 129 детей и их родителей. В течение последних 20 лет исследователи изучали взаимодействие детей с родителями и одноклассниками во время игровых сессий. На протяжении этих исследований дети также проходили МРТ.
Имея такое количество данных, профессор экспериментальной психопатологии Карин Рулофс и аспирантка Анна Тиборовска вместе с другими коллегами из Университета Радбауд получили возможность исследовать, как стресс на разных этапах жизни влияет на развивающийся мозг детей. Исследователи специально изучали процессы церебрального созревания в головном мозге.
В подростковом возрасте наш мозг проходит через естественный процесс сокращения, когда связи, установленные в более молодом возрасте, улучшаются и между клетками мозга создаются более полезные и эффективные сети. Результаты исследования показали, что стресс, пережитый в детстве, негативно повлиял на этот процесс.
Стресс в раннем возрасте нарушает естественное функционирование
Исследователи сосредоточились на том, как на испытуемых влияли два типа стрессов в детстве и подростковом возрасте: негативные жизненные события и негативные эффекты социальной среды.
Стресс от негативных переживаний, таких как болезнь или развод в детстве, был связан с более быстрым созреванием префронтальной коры и миндалевидного тела в подростковом возрасте. Однако было обнаружено, что стресс от негативной социальной среды в подростковом возрасте, такой как издевательства сверстников в школе, также связан с более медленным созреванием в области гиппокампа мозга и другой части префронтальной коры. Один из исследователей, Анна Тиборовская, говорит, что, хотя нельзя с уверенностью сказать, что стресс вызывает эти эффекты в этом исследовании, на основе экспериментов на животных можно предположить, что эти механизмы действительно являются причинно-следственными.
«Тот факт, что стресс в раннем детстве ускоряет процесс взросления в подростковом возрасте, согласуется с теориями эволюционной биологии», — говорит Тиборовска. «С эволюционной точки зрения полезно быстрее взрослеть, если вы растете в стрессовой среде. Это также препятствует гибкой адаптации мозга к текущей среде. Другими словами, мозг созревает слишком рано».
Исследователи были удивлены, обнаружив, что социальный стресс в более позднем возрасте приводит к более медленному взрослению в подростковом возрасте.
«Интересно то, что более сильное воздействие стресса на мозг также увеличивает риск развития антисоциальных черт личности», — говорит Тиборовска.
Тиборовска в настоящее время проводит измерения одиннадцатого раунда, и испытуемым сейчас за двадцать.
«Теперь, когда мы знаем, что стресс влияет на созревание областей мозга, которые также играют роль в контроле эмоций, мы можем исследовать, как это развитие продолжается в дальнейшей жизни».