Найти тему
Психология и тексты

Способности и может ли их не быть?

Когда речь заходит о творчестве, сразу встает вопрос о способностях. «У меня нет способностей», – такая привычная для многих фраза.

В бытовой речи психологические понятия зачастую употребляются не совсем верно. Давайте сначала разберемся, что такое способности, и только после этого будем судить об их наличии.

Раньше, еще в 19 веке, считалось, что способности – это высокий уровень знаний, умений, навыков, который обеспечивают успешное выполнение какой-либо деятельности. Но многочисленные психологические исследования показали, что способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, а лишь обеспечивают их быстрое выучивание и эффективное использование.

Иными словами, у вас могут быть замечательные способности к чему угодно, но если вы не обучаетесь соответствующей деятельности и ничего в ней не создаете, они останутся лишь вашим потенциалом.

Способность и навык – не одно и то же. У человека могут быть очевидные способности, например, к художественному творчеству, но не сформирован достаточный навык, и его раз! и не берут в Академию художеств. Кажется, так случилось с Суриковым.

Безусловно, хороший педагог должен иметь чувствительность к способностям, особенно, когда речь идет о детях. Но увы, чаще распространена ситуация, когда в центре внимания учителя или тренера исключительно формирование навыков. А надо сказать, что навык порой легче приобретают люди с невысокими способностями.

Так возникают грустные ситуации, когда ребенок с яркими способностями оказывается на периферии, в то время как менее одаренный, но, что называется, «усидчивый» – впереди планеты всей.

Способности могут существовать только в постоянном процессе развития. Если человек перестает пользоваться способностью, то она фактически утрачивается. То есть, делать выводы о способностях можно только в том случае, если человек постоянно занимается соответствующей деятельностью, упражняется и развивается в ней.

Далее, сами способности бывают 2-х типов – общие и специальные.

Общие – те, которые определяют успех в различных видах деятельности. Это интеллект, креативность, моторика, память, речь, социальные способности (общение) и т.д.

Специальные – те, которые определяют успех в специфических видах деятельности. Это музыкальные, математические, литературные, лингвистические, художественные способности и т.д.

Каждый человек имеет свое уникальное сочетание общих и специальных способностей. Если высокие общие способности сочетаются со специальными способностями среднего уровня, то такую личность называют одаренной. Если средние общие способности сочетаются с 1-2 высокоразвитыми специальными, то это называется талант. Ну а высокие общие и высокие специальные – гениальность.

Так что, как вы можете убедиться, утверждение «нет способностей», по сути своей, ничего не утверждает. Оно может означать что угодно. Так могут характеризовать недостаточно развитые навыки, невысокий уровень какой-то специальной способности, или просто отсутствие в жизни человека подходящей ему деятельности.

А способности, конечно же, есть у всех людей. И у всех они разные, что делает нас личностями и позволяет проявлять свою индивидуальность.