22-23 июня 2022 г., в годовщину начала Великой Отечественной войны, я побывал на нескольких мероприятиях, о которых хочу коротко рассказать.
На территории ВДНХ в павильоне № 36 находится Государственный центральный музей кино. Музей был основан в марте 1989 года и вначале располагался в Киноцентре на Красной Пресне, на ВДНХ переехал в октябре 2017 года.
Здесь 23 июня 2022 г. прошла торжественная передача музею бюста народной артистки РФ Татьяны Самойловой (скульптор Резепов С.В.) от Благотворительного фонда актеров (БФА).
В церемонии приняли участие актриса, почетный член Российской академии художеств, генеральный директор БФА Лариса Владимировна Назарова и заместитель генерального директора Национального фонда поддержки правообладателей Юлия Сергеевна Иванина. По окончании церемонии был показан фильм "Летят журавли", отреставрированный на "Мосфильме".
Всесоюзную и мировую известность актрисе Татьяне Самойловой принёс фильм Михаила Калатозова «Летят журавли» (1957 г.). В центре киноповести - трагическая история двух влюбленных, которых разлучила война. Фильм стал лауреатом "Золотой пальмовой ветви" Каннского фестиваля, а Татьяна Самойлова стала звездой советского экрана. Этот фильм стал советской классикой. Правда, о триумфе фильма на Каннском кинофестивале в 1958 году в СССР сообщали очень сдержанно, не упоминали ни режиссера, ни сценариста. После этого фильма Татьяну Самойлову и кинооператора фильма, Сергея Урусевского, звали работать в Голливуд.
Проводы на фронт в фильме идут под марш В.Агапкина 1912 г. "Прощание славянки", хотя известно, что в 1941 году под эту музыку на фронт не провожали. Однако этот марш исполнялся на параде 7 ноября 1941 г. в Москве.
Утром 7 ноября состоялся традиционный парад войск на Красной площади. Готовился он в строжайшей тайне. Даже участникам парада не объявлялось заранее, для чего их тренируют. Предположения высказывались разные, но большинство сходилось на том, что это просто "сколачиваются подразделения" перед отправкой на фронт. Командовал парадом генерал П. А. Артемьев, занимавший в то время пост командующего войсками Московского военного округа и возглавлявший Московскую зону обороны. Оркестром дирижировал капельмейстер оркестра дивизии имени Дзержинского военинтендант 1 ранга В. Л. Агапкин, автор знаменитого марша "Прощание славянки", который с 1912 года волнует сердца людей.
Штеменко С. "Генеральный штаб в годы войны".
С. М. Будённый также утверждал в своих мемуарах, что марш исполнялся. В книге Владимира Соколова «Прощание славянки» (Москва, «Советский композитор», 1987 г.), написанной по воспоминаниям дочери Агапкина, марш "Прощание славянки" упоминается на параде.
Почти весь фильм снят широкоугольным объективом. Благодаря этому в фильме постоянно используются глубинные мизансцены, с актёрами на переднем плане и в глубине.
В этом фильме, как нам, ещё студентам ВГИКа, сказал профессор Р.Ильин, "кинооператор Урусевский наконец-то избавился от проклятого портретного света". Дело в том, что в течение 30-х 40-х, 50-х гг. ХХ века крупные планы актёров независимо от места действия, всегда освещали одинаково, по одной и той же схеме - свет падал сверху под углом 45 градусов, тень от носа соединялась с тенью на щеке, и с теневой стороны глаз высвечивался треугольником света.
А в фильме "Летят журавли" оператор Сергей Урусевский использовал различные шторки, маски, зеркала, чтобы на лице получить свет полосками и пятнами. Например, вот в этом кадре, где Вероника и Борис разговаривают под лестницей.
Есть много сцен в этом фильме, которые операторы пересматривают по многу раз. Например, сцена прощания на лестнице снята движущейся камерой. Вероника поднимается по лестничным пролётам вверх, а Борис бежит по ступенькам и догоняет её. При этом камера непрерывно следит за ним. Для съёмки такого кадра в пространстве между лестничными пролётами был установлен специальный лифт, который мог подниматься вверх и вращаться вокруг оси, сопровождая главного героя, бегущего по ступенькам.
В фильме "Летят журавли" впервые были показаны берёзы, вращающиеся с нижнего ракурса, и после этого вращающиеся берёзки заполонили кинематограф. Это была сцена, когда Борис (Алесей Баталов), неся на плечах раненого бойца, останавливается, чтобы передохнуть. И тут его настигает пуля. Падая, он хватается за берёзу, начинает сползать вниз. Он видит берёзы над собой, они начинают кружиться, и в видении ему мерещится его свадьба с Вероникой. В двойной экспозиции мы видим берёзы и поверх них - кадры бегущего по лестнице Бориса, затем Веронику в белом подвенечном платье с фатой и его самого в чёрном фраке с галстуком белой бабочкой.
Когда в Голливуде увидели эту сцену, то они предложили оператору очень крупную сумму (говорят, что около миллиона долларов), чтобы он сделал для американского фильма что-то подобное. Но не сложилось.
И ещё одна сцена из этого фильма надолго врезается в память - когда Вероника хочет совершить самоубийство и броситься под поезд. Оператор снимал ручной камерой, бежал вместе с героиней. Для передачи внутреннего состояния героини использовались диагональные ракурсы лица, по переднему плану для создания динамики в кадре мелькали вертикальные доски забора, потом они сменялись ветками деревьев. В кадре крупно мелькали то бегущие ноги героини, то ветки перед лицом. Некоторые кадры снимали разряженным аккумулятором, который давал скорость ниже нормы, отчего движение на экране ещё больше ускорялось. Крупные планы лица с нижнего ракурса бегущей Вероники снимала камера, привязанная к поясу актрисы.
Для получения "лучиков" в глазах актрисы оператор использовал специальные светофильтры и сетку из тонкого капрона. Женщины из съёмочной группы приносили оператору разные капроновые чулки для этих целей.
Хочу обратить внимание на то, что в этом кадре у актрисы очень светлые губы. Это говорит о том, что крупный план снимался через красно-оранжевый светофильтр. Убедиться в этом вы сможете, если в Фотошопе сделаете разделение цветного изображения на каналы R-G-B.
О том, что на натуре использовался оранжевый светофильтр, говорят и другие кадры. Дело в том, что чёрно-белая кинопленка (как и ч/б фотоплёнка) имеет максимум чувствительности в сине-фиолетовой области, и поэтому, в отличие от глаза, голубое небо на черно-белой кинопленке получается таким же светлым, как и белые облака. Небо получается просто белёсым. Чтобы выделить облака на голубом небе, т.е притемнить сине-голубые цвета, применяют либо плотный жёлтый фильтр, либо красно-оранжевый, т.е. цвет, противоположный сине-голубому.
Несмотря на то, что с 1955 по 2008 гг. Татьяна Самойлова снялась в 18-ти фильмах, многие помнят ее по двум картинам - "Летят журавли" и "Анна Каренина" (1967 г, реж.А.Зархи).
*
С вами был кинооператор Л.Коновалов. До новых встреч!
*
Уважаемые друзья!
Как вы знаете, я решил выпустить книгу под рабочим названием "Когда США признаются, что не были на Луне?". Издание книги даже относительно небольшим тиражом - вещь очень дорогая. Поэтому на Бумстартере я открыл проект по сбору средств на выпуск книги. Проект продлён до конца июня.
Пока ещё не собрана достаточная сумма. Если у вас есть возможность в это трудное время поддержать мой проект финансово, я буду очень благодарен любой финансовой поддержке.
Ссылка на Бумстартер.
Ответы на вопросы.
1. Самый первый пункт - "Упоминание в разделе "Благодарности". Там вы можете внести ЛЮБУЮ сумму без вознаграждения. Написано "от 300 руб", но вы можете проставить другое значение. Если Вы хотите только поддержать, то можно поставить галочку "мне не нужно вознаграждение", согласен с правилом отказа от него. И Вы просто донатите. И так же в разделе 1000 руб.
2. Если процедуры Бумстартера вам показались слишком сложными, вы можете помочь мне через кошелёк Ю-Мани, привязанный к моему каналу "Кинооператор рассказывает". Возможен перевод с банковской карты. Сумму можно поставить любую.
Благодарю всех, кто помогал мне своими комментариями, вопросами и уточнениями.
ОГРОМНАЯ БЛАГОДАРНОСТЬ ВСЕМ, КТО ПОДДЕРЖАЛ ПРОЕКТ!