Найти тему
Рок на БиС

Происхождение и связь музыкальных жанров. Часть 19. История рока - субстили харда. Арена-рок

В предыдущей статье я разбирал субстиль AOR (ссылка внизу), который объединяет коллективы, чьи песни составляли основу репертуара ряда радиостанций и предназначались для определенной целевой аудитории. Сегодня мы поговорим о его близком родственнике. По крайней мере, в части звучания арена-рок (arena rock), именуемый в разных источниках ещё и как melodic rock, pomp rock, stadium rock, к album oriented rock, который и обозначается аббревиатурой AOR, очень близок. Да и по персональному составу пересечений больше, чем достаточно. На уважаемом ресурсе allmusic тяжело найти группу/исполнителя, на странице которой/которого и тот, и другой субстиль не были бы вместе перечислены в разделе, где характеризуется музыкальная стилистика. Получается, что арена-рок и альбомный-рок (AOR) - это одно и то же? Попробуем разобраться.

Начну с того, что формальный признак, по которому музыкальные критики и журналисты изначально объединяли музыкальные коллективы под вывеской "арена-рок", очевиден и понятен из самого названия. К арена-року относятся ансамбли/исполнители, которые способны собрать стадион, дворец спорта или очень большой концертный зал, выдать шоу с фейерверками, дымом и световыми эффектами и раскачать аудиторию.

Фото взято на gotoparty.ru
Фото взято на gotoparty.ru

Но не только ярким театрализованным зрелищем характеризуется арена-рок. Музыкальная составляющая опирается на коммерческий хард с гладким звуком, ярким вокалом, запоминающимися мелодиями и хуками в припевах. Гитарные выкрутасы (но без излишеств) и "богатые" клавишные приветствуются. В репертуаре арена-рок-групп драматические боевики соседствуют с пауэр-балладами и распеваемыми вместе с аудиторией гимнами.

Из вышесказанного и исходят сторонники двух основных мнений по поводу происхождения арена-рока и времени его возникновения. Сторонники первого делают упор на увеличении мощности усилителей без потери качества звука, что дало рок-группам возможность использовать все большие и большие площадки. Случилось это в во второй половине 60-х, поэтому предтечами стиля называют The Beatles с их американскими гастролями 1965-66 гг. Непосредственное рождение арена-рока увязывается с американским же туром The Rolling Stones 1969 года, когда Роллинги позаботились о лучших на тот момент световых и звуковых системах, которые позволяли зрителям видеть и слышать музыкантов с любой точки самой большой арены. Вспоминают и Grand Funk Railroad, собиравших тогда же, на рубеже 60-70-х, больше сотни тысяч людей на свои концерты. Кстати, именно RS и GFR вместе с Led Zeppelin, Dire Straits, T.Rex, братьями Оллмэнами и Бобом Сигером и рядом других исполнителей составляли "ударную силу" альбомного рока.

Но мне таки ближе вторая точка зрения, которая за начало отсчета берет середину 70-х. Ибо к середине 70-х окончательно сформировалась не только визуальная, но и характерная аудио-составляющая арена-рок-стиля. И во второй половине 70-х годов громко заявляют о себе коллективы, которые лично у меня с ним прочно ассоциируются.

Ютуб-канал journey

Ютуб-канал therockandrolltv

Ютуб-канал Boston

Ютуб-канал RHINO

Ютуб-канал VHTelevision

Думаю, что многим, если не всем, нашим читателям знакомы представленные группы и их песни. Также не сомневаюсь, что найдется определенное число диванных "эстетов", которые изящно сморщат носик и, скривив ротик, пренебрежительно процедят: "Этих воспринимать всерьёз? Фи. ". Но, как говорится: "Лягушки квакают, а караван идёт". Непросто сыграть ранее созданную музыку в большом зале или на открытом пространстве с приличествующим уровнем звука и световыми эффектами, так чтобы это стало зрелищем и событием. Написать песни, которые специально предназначены для исполнения перед большой аудиторией, сделать это талантливо, без пошлости и банальности, - задача тоже отнюдь непростая. А что до неких теоретических художественных достоинств, сложности замысла и исполнения, протеста и бунтарства противопоставляемых презренной "коммерции", то музыка людям нужна разная. Простая и сложная, весёлая и грустная, для возвышенных размышлений и для танцев, для поездок и для застолий, для узкого круга высоколобых интеллектуалов и для многотысячной толпы на стадионе. Можно, наверное, провести свадебную церемонию и под матерные частушки, и под крутой авангард, но марш Мендельсона всё же будет звучать уместней.

С середины 70-х и до конца 80-х продолжалась "золотая" эра арена-рока. Коммерческий хард занимал изрядное место в радиоэфирах (тут самое время ещё раз вспомнить про AOR), частенько появлялся на возникших специализированных музыкальных телеканалах, делил стадионы с набравшими популярность трэш-, глэм- и поп-металом. Существует даже и такое мнение, что в 80-е он по существу заменил диско с точки зрения привлекательности в массовой поп-культуре.

В очередной раз приходится констатировать, что всё рухнуло в начале 90-х с приходом альтернативно-гранжевой волны. Я очень далек от того, чтобы обвинять Кобейна и Ко. во всех смертных грехах, как это иногда делают недалекие и экзальтированные граждане. Объективных и субъективных причин, вызывающих приход новых тенденций в популярной музыке, всегда хватает и без выдуманных теорий заговора и наличия чьей-то злой воли. Как бы то ни было арена-рок перестает быть роком арен, как бы парадоксально это не звучало. Писать мелодичные песни с мощными готовыми к хоровым подпевкам припевами становится не модным. Впрочем, нет правил без исключений.

Вполне неплохо себя чувствовали в 90-е и Van Halen с Сэмми Хагаром на вокале

Ютуб-канал Alex Jossi

и Aerosmith

Ютуб-канал Aerosmith

и Bon Jovi

Ютуб-канал Bon Jovi

С другой стороны не все группы со схожим звучанием и в "золотую" эпоху собирали огромные залы. Громадное количество коллективов просто и честно играли музыку в музыкальной стилистике а-ля арена-рок/AOR, гастролировали и снимали клипы, имели свою долю успеха и популярности, но к вершинам славы не поднимались.

Пример - группа Giant, выбранная мной абсолютно случайно.

Ютуб-канал GiantVEVO

Поэтому пропажу с экранов радаров большого шоу-биза все пережили по-разному. Кто-то продолжал играть и в 90-е, другие распались, некоторые потом возродились на волне ностальгии уже в 2000-е.

Ютуб-канал WiktorGHRB32

Появлялись новые ансамбли, выходили новые альбомы, находившие своего слушателя. Вместе с частью pop- и glam-metal команд выходцев из альбомного и арена-рока сейчас объединяют под общим, на мой взгляд достаточно расплывчатым, ярлыком "мелодик-рок". Есть сайт https://melodicrock.com, есть лейблы типа Frontiers Records http://www.frontiers.it, выпускающие подобную музыку. Интерес к ней имеется, пусть и не в прежних масштабах.

Ютуб-канал Frontiers Music srl

Подводя краткий итог вышесказанному и отвечая на заданный в самом начале вопрос об общности и различиях arena-rock и album-oriented-rock, скажу так. Альбомный рок объединяет более широкую когорту самых разноплановых коллективов. Арена-рок более узкое понятие, в лучшие свои годы практически целиком в альбомный рок входящее, но со своей общей для стиля музыкальной спецификой.

Что касается так называемого мелодик-рока, то он всё еще ждет своих заинтересованных исследователей. Появятся ли они? Кто знает...

Автор заметки - БиС

Предыдущие статьи:

История рока. 1.

рок, музыка, хард-рок, арена-рок