В 1983 году контрреволюционный центр в Пакистане озаботился усилением поддержки афганских групп боевиков. Чтобы активно поддерживать их оружием в провинции Фариаб, в кишлаке Дарбанд была создана база Исламского общества Афганистана (ИОА).
Оружие доставлялось в огромных количествах и разных видов. К 1987 году поставки увеличились настолько, что оно стало постепенно распределяться в районах, прилегающих к советско-афганской границе. Возникала реальная угроза обстрела территории СССР.
К декабрю базу всё-таки решили ликвидировать, поскольку именно с неё шла координация действий бандитов вдоль всей советско-афганской границы. Ещё раньше Дарбанд уже пробовали взять, но безрезультатно. На этот раз на успех можно было надеяться благодаря усилиям разведчика Бориса Радченко. Он три года лично собирал и проверял данные именно по этой базе. Им были чётко обозначены огневые точки противника.
База Дарбанд имела не только внушительные размеры, но и мощно укреплённые узлы обороны. Хорошая организация ПВО (пулемёты ДШК и замаскированные зенитки) и единственный горный подход, на котором требовалась лишь минимальная группа обороняющихся.
Все окрестности заминированы. Сеть укреплений в несколько ярусов. На каждом – оружие и боеприпасы. У боевиков был даже собственный госпиталь.
Руководство сомневалось, но разведчики ручались за точность разведданных и уверяли, что, если успешно высадить первую волну десанта – всё пойдёт по плану. Операцией назначили руководить Анатолия Мартовицкого, которого уважали за профессионализм и требовательность.
7 декабря к ближайшей советской базе «подтянули» усиленные установки «Град» с реактивными снарядами. Боевики в Дарбанде располагались спокойно, зная, что до них ракеты не долетают. Новые установки стали для них совершенной неожиданностью.
Новые «грады» перебрасывали к горам тяжёлыми вертолётами Ми-26. Операция проводилась силами авиации из Душанбинского и Марыйского авиаполков и трёх групп десантников.
Штурм базы начался 8 декабря примерно в 7 часов утра, с работы артиллерии и «обработки» бомбами с вертолётов. Боевики разбежались по укрытиям. Но поскольку удары шли по чётко известным целям, эффективность была высокой.
Укрепрайоны взлетали на воздух, прямо на головы противника пошли вертолёты с Пянджской и Керкинской десантно-штурмовыми маневренными группами. Ожесточённые, но короткие схватки на главных высотах заканчивались нашей победой. Вступили в бой и подразделения афганской армии.
Для взятия столь укреплённого района десант был успешным. Потеряли только один вертолёт. И то благодаря грамотным действиям командира экипажа капитана Гарманова он не взорвался, а отделался жёсткой посадкой и затормозил на краю пропасти. Один из бойцов повредил ногу, другой был ранен душманами. В рядах десантников потери составили 7 человек.
Сапёры обезвредили невероятное количество мин, замаскированных даже под бычьи пузыри, смогли обнаружить все растяжки. Захватили крупные запасы оружия и взрывчатки. Среди них множество реактивных снарядов, которые накапливали для последующего обстрела территории СССР. Солидные запасы мин к миномётам и противотанковых мин, средства связи, пулемёты и многое другое. Трофеи вывозили с базы грузовиками. Было освобождено несколько пленников, которых держали в тюрьме кишлака Дарбанд.
К середине дня Мартовицкий доложил об успехе в Москву. Разведчик Борис Радченко, капитан Гарманов и другие участники операции были награждены орденами и медалями. От «неприступной» базы Драбанд не осталось ничего.
Дорогие друзья, спасибо за ваши лайки и комментарии, они очень важны! Читайте другие интересные статьи на нашем канале.