Инновации не обошли стороной сферу торговли, ведь с их помощью можно повысить эффективность торговых точек, увеличить продажи и выдержать высокую конкуренцию. Несколько успешных примеров того, как это работает сейчас, — в нашей подборке.
В ретейле инновации помогают оптимизировать расходы, организовывать хранение и транспортировку товаров, привлекать покупателей и многое другое. В основе таких решений часто лежит технология интернета вещей — IoT. Узнайте, какие задачи вашего бизнеса можно решить с её помощью.
📌 В Великобритании IoT-устройства помогают вести учёт товара на полках в магазинах
Покупатели сети ретейлера Tesco никогда не увидят в торговом зале пустых полок, а сотрудники магазина всегда подскажут, сколько товара ещё есть в наличии, какая у него стоимость и действуют ли сейчас акции. Всё это стало возможным благодаря внедрению IoT-устройств и специального программного обеспечения. В каждом отделе магазина установлены миниатюрные камеры и датчики — они следят за изменениями на полках и сигнализируют продавцам, когда нужно доложить товар.
📌 В США умные холодильники анализируют спрос и привлекают клиентов
Американская аптечная сеть Walgreens использует умные холодильники, чтобы отслеживать демографию покупателей и правильно настраивать таргетинг. Сенсорные двери холодильных камер оборудованы специальными дисплеями, на которых изображено содержимое холодильника. В дисплеях установлены камеры, которые фотографируют человека, а ИИ анализирует параметры лица, например расстояние от губ до глаз, и рассчитывает примерный результат. Так система понимает, кто открыл дверцу холодильника — мужчина 20 лет или женщина старше 60. На основе этих данных ИИ персонализирует рекламу для конкретных групп покупателей. А ещё такая технология помогает в инвентаризации — когда товар заканчивается, система сигнализирует рабочим на складе о необходимости пополнить запас.
📌Американская сеть магазинов электроники Best Buy внедрила электронные ценники
Электронные ценники, или ESL-системы (Electronic Shelf Labels), торговая сеть электроники и бытовой техники Best Buy впервые протестировала ещё в 2016 году. Тогда это было в 60 магазинах, а сейчас устройства используют в 240 торговых точках сети. Эта технология не только помогает экономить время продавцов (компания Gap Intelligence подсчитала, что на корректировку бумажных ценников даже в небольшом магазине уходит до 40 часов в неделю), но и предоставляет покупателю гораздо больше информации о товаре. Например, по ценнику можно узнать технические характеристики, срок гарантии, способ упаковки и другое.
📌Amazon использует Big Data для повышения продаж
Практика использования Big Data распространена среди крупных зарубежных ретейлеров. Так, крупнейший онлайн-ретейлер Amazon использует большие данные для составления системы рекомендаций товаров. Она основана на машинном обучении — учитывает поведение других покупателей, их предыдущие приобретения, привычки, время года и десятки других факторов. Например, когда покупатель добавляет в корзину нож для сыра, система тут же предлагает ему приобрести кухонные приборы, которые покупали другие клиенты вместе с этим товаром. По словам представителей компании, около 35% всех продаж генерируют именно рекомендации.
📌В Китае искусственный интеллект управляет магазином без касс и продавцов
Китайский разработчик программного обеспечения для сферы розничной торговли компания AiFi открыл первый в мире магазин без касс и персонала, а управляет точкой искусственный интеллект. По всей площади магазина (370 кв. м) установлено около 200 камер, которые следят за перемещением покупателей. Уникальная технология определяет, какие товары клиент взял с собой, а какие вернул на полку — виртуальная корзина каждого посетителя обновляется в режиме реального времени. После того как человек покидает магазин, система отправляет ему электронный чек и списывает сумму покупок со счёта.
📌Роботы обеспечивают работу склада интернет-магазина в Шанхае
В Китае огромный рынок труда, а стоимость рабочей силы ежегодно повышается. В том числе и поэтому в стране активно продвигают умные технологии. В 2018 году в Шанхае крупнейший интернет-ретейл JD.com открыл первый склад, на котором всю основную работу выполняют роботы. Машины сортируют товары, упаковывают в картонные коробки, приклеивают к ним ярлыки. Система компьютерного зрения проверяет упаковку на предмет повреждений, и если всё хорошо, то отправляет на доставку. Люди на складе тоже трудятся, правда, их всего несколько человек и они обслуживают и чинят роботов. Производительность такого умного склада — 16 тысяч упаковок в час.
📌 В России IoT-датчики следят за микроклиматом в магазинах
В России МТС выпускает специальные датчики для мониторинга микроклимата в помещении — в том числе в магазине или на складе товаров. Этот датчик измеряет влажность, давление, температуру и качество воздуха в помещении, например определяет наличие вредных примесей, и каждые 10 минут передаёт данные на облачную платформу. Если показатели отклонились от нормы, устройство пришлёт оповещение. Прибор довольно компактный и работает в «экономной» сети передачи данных NB-IoT и за счёт этого может функционировать до двух лет без замены батарейки в разных помещениях, включая подвалы или склады.
В мае 2022 года такие устройства появились в сети магазинов российского бренда одежды Shatte. IoT-датчики установили в кассовых зонах и торговых залах. Контроль за микроклиматом в помещении позволит правильно хранить одежду и предотвратить убытки от порчи товаров.
Узнать подробнее
Подписывайтесь на наш канал. Делимся полезными решениями для малого и среднего бизнеса, помогаем разобраться, рассказываем про тренды.
Ещё полезные статьи:
🔴 Как молодому предпринимателю получить грант от государства в этом году?
🔴 Предприниматели на карте МТС Знаем лично: о бизнесе, новых реалиях и планах (видео)
🔴 В июне для бизнеса появится новый налоговый режим АУСН: о плюсах и минусах