И снова британский проект о не-англичанах, расследующих не в Англии. Снова в формате мини-сериала. Это уже становится традицией. В этом случае британцы экранизировали романы канадской писательницы M.L. Longworth, живущей во Франции, в Экс-ан-Провансе, о котором она и пишет в своих детективах.
Главные герои «Убийства в Провансе» (Murder in Provence) (2022) – местный судья Антуан Верлак и его подруга жизни, по совместительству психолог-криминалист, Марин Бонне. В расследованиях им помогает сотрудница полиции Элен Паулик, на которой лежит вся рутинная часть работы. Также эпизодически присутствует комиссар полиции Руссо, но его функция в сериале прежде всего комическая – персонаж появляется в кадре то в килте, то в велосипедках и создает впечатление, что комиссар делает все что угодно, только не работает и находится где угодно, только не на рабочем месте.
В целом в «Убийстве в Провансе» больше комедийного, чем в среднестатистическом детективе. Благодаря комиссару, но еще благодаря боевой матушке Марин, которая не устает намекать дочери и Антуану, что им пора бы пожениться, хотя бы для того, чтобы получились хорошие фотографии, пока у Антуана еще сохранились волосы. Впрочем, и отношения главных героев полны взаимного стеба и колкостей.
Отдельный повод поюморить (не в смысле беззаботно посмеяться, а скорее ехидно похихикать) для нашего зрителя – вторая серия, в которой развивается линия с российским олигархом. Очередная версия старой истории о русской мафии, ее всемогуществе и возможности подкупа всей европейской полиции. Небольшая порция клюквы.
К расследованиям нареканий нет: всё выглядит логично и реалистично. Есть недоумение по поводу роли Марин: несмотря на заявленную профессию психолога-криминалиста, ее специальные знания на ход дела не влияют, и в целом никаких удивительных психологических выводов она не проговаривает. Зато Марин помогает в расследованиях благодаря своему широкому кругу знакомств, и у Антуана появляется возможность узнавать ту самую «информацию из неофициальных источников», которая обычно не доходит до полицейских.
В сравнении с другими сериалами «британцы о не-британцах» в «Убийстве в Провансе» для меня случился подвох. Я вижу французские пейзажи, виноградники, все дела, я вижу французскую обстановку, созданную со вкусом. Я вижу людей и понимаю: англичане! Кого вы хотите обмануть, какие французы, это же британцы! Не помогают ни виноградники, ни изысканные детали интерьеров, ни даже актер озвучивания, который все имена произносит с характерным прононсом (любопытный ход, отдельно обратила на него внимание – не знаю, его ли это находка или в оригинале Роджер Аллам тоже говорит с французским акцентом).
По итогу сериал оказался очень приятный и легкий: что-то в духе «Макдональд и Доддс» (у которого, кстати, вышел 3-й сезон), но с более неформальной обстановкой и расслабленным общением между героями, и по юмору близкий, наверно, к «Шекспир и Хэтэуэй: Частные детективы» (у которого вышел 4-й сезон, но уже давненько). Надеюсь на продолжение.