Скажу сразу, несмотря на мягко говоря невосторженные рецензии на третью часть франшизы про магозоолога Ньюта и его друзей (людей и зверей), готовилась к просмотру с оптимизмом. Вторую часть вот тоже ругали, а я смотрела с большим удовольствием.
Уважаемые друзья! Рецензия содержит много спойлеров. Если вы еще не смотрели фильм, прошу это учитывать. Буду рада вашему мнению о фильме в целом и об эпизодах и интересных моментах.
Ну вот СРАЗУ я и получила. Настрой на просмотр с ходу задает сцена в кафе между Дамблдором и Гриндевальдом. «Я был влюблён в тебя» - реплика от профессора Д. к злому волшебнику Г. И настрой на волшебную сказку куда-то подевался. Прошу понять меня правильно: любовь – это, конечно, прекрасное чувство. Но именно ЭТОТ аспект взаимоотношений двух великих волшебников так важен для сказки? Вот восемь фильмов поттерианы плюс два ФТ несущественно это было, а сейчас то вдруг выяснилось и… И что?
Разочарованием номер два стала замена Деппа на Мадса Миккельсена. Да, мы все знали, что Деппа заменили из-за… (ну, собственно, выяснилось, что ни из-за чего). И хотя восторга я по поводу замены не испытывала, против лично Миккельсена я ничего не имела. Даже была уверена, что справится. Но вот в чем фишка - справился, конечно, с чем бы он там не справился в этом сценарии? Только харизматичного, сильного, увлекающего за собой даже против воли Гриндевальда даже близко нет. Джонни Депп играл так, что за ним и зритель из кинозала мог пойти, если бы Джонни с экрана попросил. А за «обновлённым» Гриндевальдом и волшебники-то порой непонятно зачем таскаются. Хотя вины Миккельсена в этом никакой (и хорошие сцены с ним есть). Но «фантастический» сценарий плюс очевидная глупость с отменой сейчас уже непонятно кому неугодного актера совершенно другого типа внешности и темперамента сыграли против него.
Дальше, к счастью, сбивающих с ног и с толку открытий стало поменьше, но вот вопросов побольше.
Почему, например, за Якобом Ковальски послали какую-то левую волшебницу? Логичнее было бы послать его друга, Ньюта. Вот, представьте, вам нужно уговорить кого-то спасать мир. Кого вы отправите к мирному булочнику, не умеющему колдовать? Его друга, с которым они уже вместе чего-то наспасали, ну и вообще ему привычно доверять, помогать и т.д., или неизвестную женщину? Конечно, неизвестную женщину! Это поможет ввести в сюжет нового персонажа и сделать эффектную сцену аппарации с помощью страниц книги (конкретно книжный спецэффект выглядит мило, это признаю). Я бы таким спасателям не доверилась. С подобной логикой они в трудную минуту будут думать не о том, как бы побыстрее вас вызволить, а как бы поприкольнее это сделать.
Или вот: волшебники и Якоб прибывают в Берлин. Темнокожий волшебник Юсуф Кама выходит на платформу и куда-то направляется. «Береги себя!» - советуют ему. Да, осторожность в Берлине 30-х годов ему явно не помешает. Итак, по городу, где уже пышным цветом цветут идеи о превосходстве арийской расы, идёт элегантно одетый темнокожий мужчина. Никаких вопросов? Да слон и то прошёл бы по улице более незаметно! Вы всерьез думаете, что местные «арийцы» не обратили бы на Юсуфа никакого внимания и не предъявили претензий (это я пытаюсь выразиться помягче)? Ну, будем надеяться, он догадался сразу аппарировать к толерантному и поддерживающему расовое разнообразие Гриндевальду.
Замечательна сцена, когда Ньют подходит к некоему важному немецкому волшебному министру и передает ему послание от Дамблдора. Послание: «Поступай правильно, не иди лёгким путём». Ну, начнем с того, что так сформулированное послание можно было спокойно и ЗАРАНЕЕ послать что патронусом, что письмом. Хоть обычной телеграммой!!! А можно было и лично приехать и провести переговоры по обезвреживанию противника. Как я понимаю, разговоры вести клятва на крови не мешает. А туманные указания, переданные за пару минут до оглашения решения о невиновности Гриндевальда вообще какую-то роль сыграть могли? Вроде бы герр Фогель – это не монарх, а представитель правительства – то есть, решение принято не единолично им, и менять его вдруг он не смог бы, даже если бы был насквозь положительным, но ответственным работником министерства.
То, как поступили с Тесеусом – это, конечно, замечательно для иллюстрации политических волшебных игр и прогулок по краю пропасти с напоминающими скорпионов зверюшками, но кто-то всерьез поверит, что начальник отдела магического правопорядка Британии (то есть очень высокий чиновник) пропал в Берлине, и все (в первую очередь Британское правительство) по этому поводу сохраняют вежливое молчание? К тому же даже если «они захватили министерство Германии» (цитата), то что эти «они» выигрывают, на глазах у изумлённой публики захватив Тесеуса? Его персонально опасается Гриндевальд? Вряд ли. А вот репутацию министерства, кто бы им не управлял, в глазах мирового сообщества, да еще перед выборами, можно подпортить.
Сцена, когда Дамблдор наконец-то встречается лицом к лицу с Криденсом. Замечательные сцецэффекты и короткий диалог. «Клянусь, мы не знали (о тебе)», - сообщает Дамблдор в его финале и удаляется в горизонт. Простите, очевидно, теперь-то вы знаете о новом родственнике. Оказать помощь? Как-то объясниться? Предложить поездку на родину? Не пришло в голову, очевидно. Борьба за все хорошее против всего плохого занимала все мысли.
Выборы. Это вообще отдельная тема. Некий Гриндевальд в разгар предвыборной компании внезапно оказывается одновременно честным человеком и кандидатом на высочайшую должность в магмире. В кандидаты попасть так просто? Тогда почему их до этого было всего два? То есть, если для участия в выборах нужно просто захотеть стать кандидатом, наверняка, кроме умных и ответственных людей (допустим, они между собой договорились и выдвинули этих двух) набежала бы как минимум куча дурачков всех мастей. А как максимум – несколько десятков авантюристов. Кто же откажется править миром, если можно это сделать вот так запросто? И вот ещё вопрос: вроде бы явление целина (если я правильно расслышала название этих милых козликов) не было запланировано изначально. Появился он вместе с Гриндевадьдом. Кто-то понимает, как бы проходили выборы без магических животных? Ну вот не пришел целин. Как выбирать?
Есть в фильме и несомненно хорошее. Ближе к концу сквозь щели в сценарии стала проглядывать давно любимая сказка: булочки из чемодана, заполонившие весь переулок, одним движением сразивший команду темных волшебников Юсуф, в нужную минуту обретённый чемодан Ньюта. И сцена дуэли между двумя сильнейшими волшебниками неплоха, хотя до классики «Ордена Феникса» - Волдеморт бьет окна в Министерстве магии – не дотягивает, конечно. Наверное, оставили суперспецэффекты для финальной битвы.
Наконец-то Криденс и Куинни покинули сомнительную компанию Гриндевальда. Первый вроде бы нашел поддержку в лице своего отца Аберфорта (даже не буду развивать мысль, что всё это не потребовалось бы, если бы Аберфорт как все приличные люди сперва женился бы на своей девушке, а потом занимался потомством и лично воспитывал бы сына с детства). Куинни – ура!!! – выходит замуж за Якоба.
В общем, истории требуется продолжение. Несмотря на всё перечисленное, надеюсь, его снимут. Хотя, учитывая современные тенденции, боюсь, от волшебного мира останется там немного. Зато смогут охватить еще не нашедшие места в предыдущих фильмах актуальнейшие темы: наверняка будут зеленая энергетика, ветряки и магическая Грета Тунберг!
Да, чуть не забыла: нюхлер по-прежнему очарователен!