Здравствуйте.
Порой полезно слушать разнообразную музыку, смотреть кино, видеоклипы и живые концерты. Обязательно обнаружишь что-нибудь новенькое для себя, если имеешь открытую душу и пытливый ум. Смею предположить, что немецкая группа Rammstein для своего эпохального шоу 1998 года подсмотрела идею в советском фильме "Кин-дза-дза!", герои которого во время выступления находились в клетке. Вдохновлённые немцы запихали за решётку бэк-вокалистку, сделав номер под песню Engel ещё зрелищнее.
Не подумайте, что автор сбрендил. Это была шутка. Но что касается моего собственного опыта, я однажды обогатил свой лексикон словом "зорб", когда увидел концертную запись Питера Гейбриэла с тура Growing Up. А позднее увидел эту приспособу вживую и даже осторожно потыкал в неё пальцем.
Конечно, такие экзотические штуки стали приходить в мою жизнь уже во взрослом возрасте, зато диск, точнее, его половинку, от циркулярной пилы (в народе - цирулярки) я впервые увидел не на лесопилке, а на руке Блэки Лоулесса, когда кто-то из товарищей притащил в школу, классе в пятом, фото группы W.A.S.P. Мы с пацанами разглядывали картинку как под гипнозом. И примерно в то же время произошло знакомство с творчеством этой американской команды. Смотрели расплывчатые видеоклипы, слушали по десять раз переписанные с бобины на бобину альбомы и черпали оттуда какой-то бесноватый кайф и неясное чувство свободы. От этой музыки веяло горячим и мощным ветром, пропитанным запахами лесных пожаров и звуками прерий.
Блэки организовал группу в 1982 году. Наряду с Mötley Crüe, Ratt, Quiet Riot команда участвовала в формировании лос-анджелесской глэм-метал сцены. Тогдашние советские мальчишки получали информацию об исполнителях откуда и как попало, верили каждому, кто мог произнести название, считая это паролем и будучи уверенными, "что не надурит". Про Блэки, как одного из самых ярких и эксцентричных музыкантов даже для рокера, рассказывали всякую муть - что он спит с этим диском на руке, потому что металл вживлён в конечность, что он создал свой коллектив чуть ли не в 15 лет (хотя по правде на момент возникновения W.A.S.P. ему было 26). Последнее обстоятельство особенно радовало, ведь мы могли надеяться, что у нас ещё есть пара-тройка лет, чтобы влиться в какую-нибудь всемирно известную хэви-метал банду. Ждали, когда в наши двери постучит Лоулесс, Диркшнайдер или Дикинсон и станет умолять поиграть в его группе, потому что "остальные придурки из моего Васпа-Акцепта-Мэйдена ни черта не умеют". Помоги, дескать, браток. Но никто так и не пришёл...
А началось всё у них с альбома 1984 года. Примечательно, что своё название альбом получил лишь со временем. На пластинке с первой записью альбома было написано Winged Assassins. Когда появились первые кассеты с альбомом, на них в качестве названия было указано I Wanna Be Somebody. Сегодня большинство изданий называют этот альбом W.A.S.P. Работа попала на 74-е место в американском хит-параде Billboard 200, а в 1998 году W.A.S.P. получил статус золотого альбома в США, будучи проданным более 500 тысяч раз. Невероятно напористая I Wanna Be Somebody стала одним из гимнов нашей юности.
Наряду с шокирующими живыми выступлениями гражданское население долго притягивало засекреченное название группы. Как только W.A.S.P. не расшифровывали!
1. Самое распространённое и привлекательное, читай манящее: "We Are Sexual Perverts" - "Мы - сексуальные извращенцы".
2. Изначально название не включало в себя никаких знаков препинания, подразумевалось, что группа как беспощадное насекомое (wasp в переводе с англ. - "оса") "будет жалить вас до самой смерти".
3. В одном из интервью, уклоняясь от прямого ответа на вопрос о происхождении названия, Лоулесс ответил: "Мы не уверены, приятель" (англ. "We ain’t sure, pal").
4. В некоторых иллюстрациях к альбомам и синглам используется изображение диска от циркулярной пилы, в технических словарях это иногда звучит как "wire armoured self propelled»".
А по-моему, Блэки просто любит водить людей за нос. А почему бы и нет?
Чтобы несколько успокоиться, хотелось бы вспомнить ещё одну легендарную вещь W.A.S.P. из первого альбома. На провинциальных дискотеках в первую минуту своего звучания она стискивала парочки танцующих между собой, будучи сверх-романтичной, а в припеве отдирала отдельных парней от девушек (меня точно), заставляла хватать в руки воображаемые гитары и, согнувшись в три погибели/сидя на коленях/валяясь на полу, корчиться в конвульсиях, изображая великолепную и страстную игру. Конечно же, речь о Sleeping (In The Fire).
Признаюсь, большинство групп металлического толка хранятся у меня на чердаке лишь как воспоминания о юности, "той, что остаётся мятой на губах" ("Форум", послушайте и вспомните). Ровно так же, как отдельные отечественные исполнители, инстинктивно вызывающие слюну, как у собаки Павлова. И то, что делал Блэки вместе со своей группой уже после наступления 21 века, как-то пробежало мимо меня. Хотя есть прекрасные вещи, как например Mercy из альбома Dominator 2007-го, достигшего 72-й позиции в немецких чартах.
Многие всегда смотрели на Лоулесса как на какого-то демона, залетевшего к нам из параллельного и очень тёмного мира. Но Блэки как-то рассказывал: "Мало кто знает, что до совершеннолетия я был довольно набожен и регулярно посещал церковь. Однако с возрастом я стал задаваться вопросами, на которые не находил ответов. Библия непростое писание. Нужно запастись терпением при изучении, чтобы приблизиться хоть к какому-то ее пониманию. В восемнадцать лет я отвернулся от церкви и переехал жить в Калифорнию, чтобы быть как можно дальше от всего, что с ней связано. На три года меня отбросило в оккультизм. Продолжая поиски, я двадцать лет бродил вокруг да около, бился головой о стену, думая, что злюсь на Бога. Но на самом деле я злился на людей, которые навязывали свое понимание веры и религии. Сейчас моя вера сосредоточена на Иисусе Христе и Библии. Мнения интерпретаторов меня не волнуют". И у меня, когда начинаю анализировать музыку и поведение лидера W.A.S.P., часто возникает некоторый диссонанс: вот ведь как - человек может писать жуткие тексты, на сцене вытворять ужасные вещи, приводящие зрителей в шок, и при этом создавать невероятной красоты, пусть и схожие между собой, но завораживающие своей мелодичностью баллады. Как, например, Keep Holding On (извините за формат, на Яндекс.Музыке на найдена) или Hold on to My Heart?
И ещё, несмотря на свой мрачный и недоступный антураж, Блэки готов отдать дань важнейшим в истории рок-музыки исполнителям. У W.A.S.P. в альбоме Babylon 2009 года имеется кавер-версия песни Burn из одноимённого альбома Deep Purple 1974-года. Может, потому что его псевдоним (настоящее имя Лоулесса - Стивен Эдвард Дьюрен) созвучен с фамилией Блэкмор, а?
В финале - ещё одна красивая вещь от эпатажного американского коллектива. Её предварят несколько слов Блэки об этом альбоме 1992 года, который расценивается многими критиками и поклонниками как вершина творчества W.A.S.P., а журнал Metal Hammer включил его в список лучших концептуальных альбомов всех времён. "Когда мы закончили работу над альбомом The Crimson Idol, мы поняли, что открыли для себя совершенно новую аудиторию. У нас есть аудитория песен вроде "Animal", а есть и аудитория "The Crimson Idol", и совершенно не обязательно, что они пересекаются - иногда они вообще не сталкиваются друг с другом". Вот и думай потом - кто же они такие, рок-звёзды? Монстры или простые люди, на сцене играющие роль "плохих парней", а в обычной жизни ранимые и беспокойные?
Ниже вы найдёте плейлист с песнями W.A.S.P. Правильной нам всем тяжести - вовремя и под настроение. До встречи.
О других рок-музыкантах на этом канале: