Бывает два совсем разных вида простых объяснений:
- просто дали формулу, и можно пользоваться;
- как-то так рассказали, что моментально стало все понятно.
В обоих случаях практически одинаковые ощущения. В первом случае эти ощущения можно описать так: "Ух, здорово! Теперь такие задачи больше не представляют для меня проблемы". А во втором случае: "Ух здорово! Как же я раньше этого не понимал? Ведь это очевидно."
В чем разница?
Принципиальное отличие этих двух способов в том, что первый - это повышение хаоса в голове, а второй - это упорядочивание мыслей.
Во втором случае удовольствие вызвано эффектом от простраивания связей, которые позволили логичным способом соединить ранее не соединенные, но уже имеющиеся "мысли". В результате такого соединения мозг получил возможность не тратить постоянно энергию на "хранение" мало связанных мыслей, а хранить только логическую связь. Это более энергоэффективно. Из-за этого человек чувствует удовольствие.
В первом случае человек получает удовольствие от прогнозирования того, что теперь во всех аналогичных ситуациях он не будет терять энергию, а просто применит имеющийся инструмент. Но, в противоположность второму способу, количество "мыслей", которые нужно хранить с малой связностью с остальными, повысилось. И мозг стал более загружен. Хороший пример - это попытка мучительно запомнить все тригонометрические формулы.
Ещё одна проблема первого способа в иллюзии того, что человек будет легко узнавать ситуацию, в которой выданный инструмент нужно применять, а в какой не нужно. Находясь около здания и хорошо его запомнив, совершенно не очевидно, что без карты к нему вы сможете найти дорогу.
Как добиться хорошего усвоения при простом объяснении
Что такое “просто” во втором случае? Просто - это на знакомых для данного человека примерах (примерами могут быть и абстрактные знания). Чем больше примеров из имеющегося опыта ученика откликнется на сообщенную информацию, тем больше проверок на соответствие действительности и сообщенной информации запустится. И тем крепче будет усвоение.
Для того, чтобы объяснить просто конкретному человеку, нужно либо быть знакомым с его опытом, либо апеллировать к самым простым фактам, известным всем. Универсальный прием: представьте, что объясняете пятилетнему ребенку. Интересно, что на каком-то уровне даже очень сложные концепции можно объяснить в этом режиме. Сложность составления "объяснений для пятилетнего" в наличии у объясняющего собственного опыта, который пытается задействовать известные объясняющему, но не известные ученику связи. В таком случае нужно запустить поиск в голове аналогий, которые встречаются в быту и очень просты.
Поиск объяснений "explain like I'am five" - это один из лучших тренажеров для учителей.
#репетитор егэ #математика