Найти тему
Mrs. Murchenko

Школы бьют тревогу – проблема нехватки кадров перестаёт быть решаемой

В последние годы увеличение роли знаний и информации обусловило образовательные реформы, основой которых является обновление содержания учебных программ, стандартизация и централизация тестирования знаний, изменение общих принципов управления образованием. Исходной предпосылкой образовательных реформ является представление об образовании как «стартовой площадке» для производства, распространения и передачи экономически продуктивных знаний, технологий и инноваций. Однако нововведения не стали решением для многих проблем, а скорее, наоборот, создали новые.

К примеру, введение новых стандартов создало трудности работе учителя. И без того тяжелый, эмоционально затратный и крайне ответственный труд с каждым годом усложняют огромным количество документации и отчетов. Учителей нагружают бумажной работой настолько, что у них не остается времени вести уроки. Отсутствие возможности выполнять свою работу качественно, подкрепленное низкой заработной платой привело к одной проблеме государственного масштаба – нехватке молодых специалистов. Если преподаватели с опытом в силу своего педагогического мастерства способны адаптироваться к новым условиям труда, то молодые специалисты не выдерживают обрушившейся на них нагрузки. В результате чего в современную школу выпускники вузов идти отказываются, а молодые учителя работать практически не могут. Ухудшается ситуация тем, что от безвыходности руководители учреждений берут на работу людей с сомнительной квалификацией. В итоге страдает важнейшая составляющая социальной сферы – качество образования.

Конечно, повышать интерес специалистов к педагогической деятельности стоит начинать не с громких объявлений о повышении заработной платы. Хотя финансовый вопрос не является последним в решении создавшейся проблемы. Но все же главное условие привлечения выпускников педагогических вузов – это возможность реализации себя как профессионального педагога: упразднение большей части отчетностей, отмена материальных поборов с учителей (подписки на газеты, сборы денег на праздники, покупка канцелярии), а также развитие реальной системы поощрения за педагогические достижения.

Нехватка квалифицированных специалистов в свою очередь создает множество других проблем, среди которых мне хотелось бы выделить ограничение возможностей одаренных детей. Создавшиеся условия не позволяют учителям заниматься индивидуальной работой с детьми, у которых наблюдаются признаки одаренности. Раскрыть потенциал ребенка не позволяет и пятибалльная система оценивания знаний. У учителя нет возможности поощрять учащихся, которые стремятся выходить за границы стандартных программ. Можно сказать, что к данной проблеме приводит и работа по типовым программам и методикам. Незаурядное мышление, конечно, рано или поздно найдет свои пути выражения, но сами учебные заведения должны поощрять и поддерживать подобные стремления. И это не говоря о нехватке практики обучения в рамках индивидуальных программ, которые намного эффективнее стандартных методик, несправедливо сглаживающих личные особенности учащихся. Но опять же, кому реализовать индивидуальные программы, если даже по стандартным программам работать невероятно сложно?

Я считаю, что для индивидуальной работы с учащимися следует привлекать в школу отдельные кадры. Возможно – это классный руководитель, который не будет обременен предметной нагрузкой, а может быть это отдельный специалист, который сможет изучать навыки и способности детей и направлять их деятельность в нужное русло.

Но пока эта проблема не решается, ее последствия приводят к тому, что:

• с одной стороны – государство осуществляет финансовые затраты на образование и требует от учителя во что бы то ни стало продемонстрировать достижения в своей работе;

• с другой стороны – родители не понимают, почему они должны самостоятельно развивать способности своего ребенка, ведь на это есть учитель.

В результате мы наблюдаем падение социального статуса педагога. Что само по себе является проблемой современной российской системы образования.

Старые книги - символ уходящей эпохи. Источник фото: https://www.pinterest.com/pin/257831147405128375/
Старые книги - символ уходящей эпохи. Источник фото: https://www.pinterest.com/pin/257831147405128375/

Еще полвека назад педагоги обладали особым статусом: родители не ставили под вопрос профпригодность преподавателей и не сомневались в их рекомендациях по воспитанию и развитию детей, а для учащихся педагог был особым человеком, к которым нужно относиться с исключительным уважением и почтением. Сейчас родители воспринимают учителя как неграмотного конкурента в воспитании ребенка и не скрывают своего отношения к школе. Пытаясь научить свое чадо «противостоять миру, полному опасностей», они уничтожают авторитет учителя в глазах ребенка. Что мы наблюдаем в итоге? Студенты и ученики школ позволяют себе опаздывать на занятия, спорить с педагогом и оскорблять его, заниматься личными делами во время занятий, игнорировать замечания учителя. При этом есть родители, которые оправдывают такое поведение своих детей.

В том, что между школой и родителями складываются сложные отношения, есть вина обеих сторон, которые не поддерживают и не воспитывают в ребенке уважение к старшим. А ведь на практике доказано, что сотрудничество институтов семьи и школы приводит к взаимопониманию между сторонами, помогает детям и родителям посмотреть на учителя другими глазами.

Хотелось бы отметить, что учитель должен быть образцом для подражания, его поведение должно соответствовать моральным и этическим нормам. Иногда в СМИ приходится видеть новости о том, что участились случаи недостойного поведения педагогов, что подрывает авторитет и ухудшают мнение общественности об учителях в целом. По моему мнению, в педагогику не должны попадать случайные люди, необходимо еще на ступени школьного образования начинать подготовку будущих педагогов. Важно не только профессионально ориентировать старшеклассников, интересующихся педагогикой, но и помогать им пробовать свои силы в качестве помощника учителя начальной школы, вожатого в лагерях.

Из всего изложенного выше становится очевидным, что решение проблем современного российского образования невозможно без восстановления статуса педагога как элиты страны и наиболее уважаемого члена общества. Помимо значительных усилий со стороны педагога и школа, подобный статус должен быть подтвержден соответствующей зарплатой и уважением, как со стороны общественности, так и государства. Кроме того, очень важно не просто пытаться внедрить опыт западной образовательной системы, многие элементы которого, кстати, не адаптированы под российский менталитет, а приложить максимум усилий для возвращения ориентированности в научной и образовательной деятельности.