Никогда мы не готовы к тому, что родители стареют, болеют и умирают, хотя готовимся и боимся всю жизнь.
Как только что-то случается, мы видим, что мама и папа застряли в чем-то том, своём, прошлом веке, там где «бабушка, а ты царя/динозавра видела?», «как это жили без мобильных телефонов?», мы вдруг понимаем, что мы идём дальше, а их как заело и они уже не могут так же бегать, прыгать, водить лихо машину. Осторожно, косо ставят ноги на лестницу, а не вприпрыжку.
Или наоборот, они уходят дальше, а мы ещё вприпрыжку. Мы ещё не боимся, не экономим силы и не отмеряем слова.
А они уже скупо, чтоб хватило до вечера, надо прилечь, купила дёшево- повезло.
И вдруг нападает такое чувство, что если бы они вели себя хорошо, пили больше воды, много ходили с скандинавскими палками, измеряли давление и не выпивали за обедом, то они не старели бы.
Ну есть же какие-то рычаги, чтобы замедлить, оттянуть, приручить это время.
Безжалостное. Так говорят.
Оно не спрашивает готовы ли мы принять их стареющими, замедленными, с изменёнными ценностями, с лифтом и троллейбусом вместо «пробегусь пешочком»,почему не спрашивает?
Ведь это мы не готовы, мы не согласны и вообще, родители нас не подводили, они приходили вовремя на утренники, гуляли с нами до посинения на горках, учили уроки и ловили с качелей.
Теперь надо ловить их. Они сопротивляются, до последнего хотят сохранить видимость силы и достоинства. Я сам, я сама! Это важно.
Важно, оказывается не ругать их за что-то глупо навязанным здоровым образом жизни, а разрешить иметь до конца свою волю, право на свои ошибки, ведь они скользят по этому склону впервые, они ещё никогда не старели.
Мы можем только быть рядом и учиться, делать так же или не делать.
Носить как мама до конца маникюр и туфельки с каблучками, или наоборот разрешить удобное и разношенное. Видеть и принимать их чудачества, хитрости и забывчивость.
И это самое трудное. Мы так привыкли обороняться от их энергии, от их опыта и знаний, от их советов и лихих разрешений наших на тот момент сложных задач. Да, они уже это делали. Разводились, разорялись, имели дело с полицией и налоговой. И как -то справились, иногда нет - просто пережили.
Мы должны отпустить их и никак не можем, они нужны нам взрослыми и самостоятельными, тогда мы уже умные, но ещё маленькие, но не самые старшие.
Они неправильно от нас уходят, слишком рано и не так, как мы себе это представляли. Старость это просто такое время, это не наказание за плохое поведение. Но мы-то хотели не так.
И видим их в этом и виним себя, что недоглядели.
Если бы бабушка столько не курила, а дедушка вовремя делал кардиограмму, если б я его уговорила. Если бы они были осторожнее, то мы получше подготовились к этой потере. Я не была готова… хоть даже маме сто лет и она давно никого не узнаёт, а мне почти восемьдесят и все равно чувствую обиду и вину, недоглядела. Недолечила, недоухаживала, недоговорила. Много чего хотелось бы ещё сказать.
И всегда поздно. Не бывает вовремя. Уговариваешь потом себя, что так лучше, что так всем лучше, пора, что уже и болела и страдала, но все равно ещё бы денёк, ещё бы поговорить и попрощаться.
Мы не хотим говорить с ними об их, мы все ещё хотим говорить о нашем, а их время приходит и они остаются одни с этим своим. Потихоньку уходят в строй предков, строго глядящих с тенистых памятников. Наверное им страшно и одиноко. Но они все равно первые и очень спешат.
#психологвМоскве #психологиясемьи #психологонлайн #яиони #семейнаяпсихология