Интересно, что в описанных методиках лечения Вайдурья-онбо начинают часто употребляться и физиопроцедуры – массаж, прижигание определённых точек на теле. В китайской, а затем и в других восточных системах рефлексотерапии появляется понятие – меридиан ЦИ. Жизненная энергия – Прана пришла в восточные оздоровительные практики от индийских йогов, от индуизма, что только подтверждает связь с буддизмом. И только в XIX веке эта теория приняла более-менее определённые черты в китайской традиции, а также в японской, корейской, и прочих культурах Юго-Восточной Азии. Я буду использовать термин «ЦИ», понятие жизненной энергии в китайской традиции, так как Китай оказался наиболее близким преемником тибетских знаний.
Жизненная энергия имеет два аспекта. С одной стороны, это некое отвлечённое от конкретики понятие энергии тела человека, ведь жизненные силы мы получаем от пищи, солнечных лучей, от родителей в чреве матери. С другой стороны, это вполне конкретная субстанция в восточном понимании, которая движется по своим каналам в теле человека. Первую версию приняли в советское время врачи физиотерапевты, чтобы не раздражать мощное сообщество европейской медицины, которое несомненно сделало большой шаг в исследовании человеческой природы. Даже в предисловии к замечательной книге Гаваа Лувсана в переводе Бадмаева делается реверанс в этом направлении, что учёными эти каналы не найдены, но само воздействие на точки в рецептах восточных целителей имеют мощное практическое применение и положительный эффект. Но для восточных же врачей понятие Ци и каналов – вещь вполне реальная.
Связь традиционной рефлексотерапии, как её принято называть в европейских источниках, с древними знаниями очевидна. Ключевым аспектом диагностики и лечения является всё тот же У-син, движении пяти стихий и концепция пустое-полное, более развитая в даосском варианте, как Инь-Ян. Из пяти стихий стихия Воздух становится фундаментом всего и понимается, как движение жизненной энергии, а стихия Пространство трансформировалась в стихию Металл. Очевидно для упрощения понимания взаимодействий. Воздух (ветер в первоначальном варианте пяти стихий) и жизненное дыхание Ци тождественны абсолютно в восточном понимании жизни и устройства мира. Взаимодействие пяти стихий природы логично переносятся на взаимодействие внутри человеческого организма, как микрокосма в традиционном понимании. Не стоит воспринимать стихию Воздух только в её видимом аспекте, как природную среду, смесь газов, окружающих планету. Поэтому взаимоотношения всех органов человека, возникающие связи между физиологией и патологией описываются порождением-подавлением первоэлементов, о чём мы уже говорили. В развитой науке воздействия на биологически активные точки классификация органов ещё более конкретизировалась, никак не отрываясь от основной концепции, а понимание принципа избыток-недостаток даёт возможность влиять на эти взаимодействия очень эффективно.
Появляется новое правило воздействия, называемое «сын-мать», когда по принципу у-син воздействуют не на сам элемент, и даже не на элемент его порождающий, на элемент «порождающий порождающий» (задействовано три элемента). По схеме «звёздочки» прямое воздействие элемента «через один» должно угнетать, но угнетение напрямую, по той же «звёздочке» оборачивается порождением опосредствованным. Именно поэтому и дано такое название, мать, породившая сына всегда его, ограничивает, но всегда о нём заботится исподволь. Избыток энергии (жар) также деструктивен, как и недостаток (холод). Регуляция движения энергий в меридианах при помощи тонизирующего или седативного воздействия на БАТ (биологически активные точки) – метод рефлексотерапии.
Разработанная схема каналов – меридианов течения Ци плотно увязана как со стихиями, так и с органами и системами человека. Это никак не противоречит с тибетской концепцией трёх регулирующих систем. Не стоит забывать, что «три регулирующие системы» - основа, а рефлексотерапия – метод регуляции исходя из основ. Так же, не стоит забывать постулат о том, что все три системы находятся в организме одновременно, взаимодействуют гармонично, а сбои во взаимодействиях систем устраняются различными методами, и часто, комплексно.
Восемь «чудесных меридианов», 12 парных и 2 непарных меридианов, внемеридианные точки… Меридианы Ци составлены очень точно и скрупулёзно, они являются плодом труда многих поколений восточных врачевателей, и разрабатывались они, конечно, эмпирически. Существует даже такая легенда о возникновении этого знания. «Крестьянин с головной болью не мог не работать в поле, поскольку от этого зависит сама жизнь всей семьи, но был очень невнимателен в своей работе с мотыгой. В результате, он нечаянно ударил себя по ноге ею. И о чудо. Головная боль прошла. В следующий раз, когда его донимали боли в голове, он попробовал ещё раз тот же метод, и опят оказался удачным…». Конечно, это очень утрированно, но точно показывает сам процесс разработки этой стройной системы лечения, которую с успехов используют теперь не только на Востоке, но и в западных врачебных практиках.
Клинические наблюдения восточных врачевателей (если можно применить этот термин) позволили выявить не только связи, но и активность движения ци по времени, а связи с органами и системами – эффективно воздействовать на это движение в целях борьбы с болезнями. Надо сказать, что и о данном методе, и о самом существовании меридианов до сих пор ведётся жаркая полемика. Но для нас с вами важно рассмотрение восточной медицины не только, как культурного наследия, но и достаточно стройной, и во многом очень действенной системы.
(продолжение следует)