Найти тему
Тайны Южного Урала

Горькая правда о коммерческих походах

Сегодня я хочу разобрать самые популярные претензии к туризму за деньги. Многие люди обвиняют коммерсантов в том, что их походы заточены на получение прибыли. На мой взгляд, это глупое обвинение.

Хотя бы потому, что сам предъявитель этой идиотской претензии наверняка работает не за бесплатно. К тому же именно ориентация на прибыль заставляет организаторов делать поход привлекательным для максимального числа людей.

Кстати, наши походы на прибыль не ориентированы. У нас вместо прибыли – мой энтузиазм. Без него никак. Потому что, чтобы делать бесплатные походы, нужно работать на двух работах. На одной за деньги, а вторая работа – это и есть организация бесплатных походов.

Да-да, это именно что вторая работа, а не отдых и не развлечение, как некоторые думают. Просто я не беру денег за эту работу, но все остальные атрибуты работы в организации бесплатных походов присутствуют.

Следующее недовольство платными походами состоит в том, что в группах часто бывает много детей и бабушек. Объяснить это просто. У бабушек много свободного времени, плюс они росли в то время, когда существовал массовый советский туризм, куда вовлекались миллионы людей.
А детей обычно тащат в поход, не спрашивая, хотят они или нет. Это студента не заставишь идти в поход просто так, а ребёнка запросто.

Что же до организаторов, то их понять можно. У инструкторов стоит задача собрать группу к определённой дате. Кто изъявит желание идти – того они и возьмут. Как правило, среди желающих всегда много семейных с детьми и пенсионеров. Поэтому их в группах так много.

Если коммерсант начнёт делать как я, то есть брать только крепких спортивных мужчин и немногих женщин, то он будет собирать группу несколько месяцев, как у нас часто и происходит. Такой отбор не впишется ни в какую рентабельность бизнеса.

Я могу долго и тщательно собирать группу в поход, отказывая многим. Коммерсант себе такой роскоши позволить не может. Ему надо кормить семью. Поэтому у нас строго отобранные люди, а у коммерсантов почти все подряд.

Другая претензия к коммерческим походам широко известна. Это расхождение обещаний и реальности. Причём чаще всего так происходит вовсе не из-за желания бизнесмена обмануть клиентов. Люди сами не хотят вникать во все детали.

Мало у какого предпринимателя есть желание заставлять людей изучать все детали похода. Именно заставлять. Потому что добровольно мало кто хочет это делать. Большинству людей «и так всё понятно». Я знаю это по своему опыту.

Мы проводим встречу перед каждым походом, даже когда идём на один день. Вы где-нибудь слышали, чтобы коммерсанты проводили собрание участников однодневного похода, которое длилась бы час? А мы так делаем.

Это скучно, нудно, повышает риск, что кто-то сольётся во время такой встречи. Зато никто потом не скажет, что его о чём-то не предупредили. Наоборот, я не стесняюсь вываливать людям на головы все сложности и трудности похода, в который им предстоит идти.

Следующее недовольство коммерсантами состоит в нежелании инструкторов изменять маршрут. Например, кто-то из туристов хочет сделать небольшой крюк, посетить ещё одну вершину, подойти к реке, сделать на одну стоянку больше и так далее.

Коммерческие инструкторы часто отказываются идти людям навстречу сразу по нескольким причинам. Во-первых, маршрут обычно составлен так, чтобы он подходил большинству, а не каждому. Нереально придумать идеальный абсолютно для всех маршрут.

Во-вторых, у коммерсантов обычно плотный график походов и большой опыт хождения по одному и тому же маршруту. Коммерческий руководитель лучше знает, чем чреваты небольшие безобидные, на первый взгляд, отклонения от курса.

В-третьих, туристы заплатили за групповой тур, а не за индивидуальный. Минус тура в группе – невозможность полностью настроить поход под каждого туриста. Плюс тура в группе – низкая цена. Хочешь, чтобы всё было, как ты хочешь – плати за всю группу и инструктор с радостью сводит тебя одного.

А как с этим у нас? У нас группы маленькие – три человека. Втроём легче договориться, чем вдесятером. Вдобавок из-за того, что у нас есть предварительная встреча перед походом, мы ещё дома можем обсудить пожелания каждого и сразу решить, что возможно, а что нет.

Последняя претензия к походным бизнесменам говорит нам о том, что людям не нравится, что коммерческие инструкторы часто замучены своей работой и делают походы безо всякого энтузиазма.

Ну а как ты хотел, если коммерсанты годами водят людей по одним и тем же популярным маршрутам? Откуда взяться энтузиазму, если человек поднимается на гору в сто первый раз? И в этом нет вины бизнесменов. Куда люди хотят идти – туда они их и водят.

Под людьми имеется в виду большинство людей, такое число туристов, которое коммерчески оправданно водить в поход по тому или иному маршруту. Коммерсант, может быть, с удовольствием сводил бы народ в необычное место, но ему мало кто за это заплатит.

Расходы на необычный поход превысят доход от него. Никто так работать не будет. Хотя я именно так и работаю. Потому что наши походы бесплатные. Мы ходим там, куда большинство никогда не пойдёт. Мы лазаем по уникальным красивым горам и рекам.

В подавляющем большинстве мест мы бываем в первый раз, а иногда так вообще, мы первые, кто там прошёл или проплыл по воде. Поэтому энергия и энтузиазм организатора присутствуют в каждом походе.

У нас закрытый клуб туристов, но это не клуб бесплатных развлечений. Походы бесплатные, но будь готов вкладываться. Твои деньги за поход, твоё снаряжение и так далее мне не нужны. Я ценю увлечённость походами и готовность отдавать им приоритет среди прочих дел.