Логопедия - это теория и практика преодоления и предупреждения недостатков речи.
Метод логопедической работы - педагогическое воздействие на ребенка - в целом, доступен воспитателю как по форме, так и по содержанию. Получив представление о сути необходимых действий, педагоги детского сада с успехом могут использовать эти знания для профилактики возникновения речевых нарушений в дошкольном детстве, а иногда и для исправления отдельных недостатков речи ребенка в условиях общеобразовательной группы.
Итак, что может воспитатель?
1. Следить за общим состоянием ребенка: соблюдать режим, стараться не допускать инфекционных и простудных заболеваний (укреплять, закалять детей, контролировать питание и сон, достаточное пребывание дошкольников на свежем воздухе).
В ряде случаев осложнения после перенесенной инфекции становятся причиной нарушения речи: от задержки или временного регресса до полного распада речевой функции.
Хронические пневмонии, тонзиллиты, аденоиды, частые простудные заболевания ослабляют организм ребенка, подчас приводя к снижению его психической, а значит, и речевой активности, общей астенизации.
Перенапряжение после ангины провоцирует потерю голоса.
2. Обеспечить оптимальные условия, способствующие развитию психических процессов, - базы речевой деятельности детей (состояние групповой комнаты, ее оснащение различными видами наглядности, дидактическими играми).
3. Создать благоприятную речевую среду, повышенное внимание к коммуникативному развитию ребенка в дошкольном детстве:
- говорить четко, плавно, хорошо интонируя собственную речь;
- сделать общение обязательной частью всех видов занятий, наблюдений, прогулок, режимных моментов, повседневной жизни дошкольников;
- поощрять правильное речевое поведение (умение слушать других, контролировать свою речь и речь товарищей по группе).
4. Поддерживать стремление к коммуникации, желание дошкольника высказаться.
Речь - это высшая психическая функция. И как всякая психическая функция она развивается в деятельности. Нельзя научиться кататься на коньках, читая инструкцию. Нужно выйти на лед. Чтобы речь ребенка становилась богаче и правильнее, он должен говорить.
Детский сад часто посещают дети с нарушениями звукопроизношения. Недостатки речи могут отразиться на поведении такого малыша, сделать его замкнутым, молчаливым, стесняющимся самого себя, что только усугубит ситуацию. В группе, где складывается благоприятная эмоциональная обстановка, речевой негативизм не возникает; дети, уже пришедшие с подобной проблемой, легко преодолевают ее. Не последнюю роль в этом играет и личностно-ориентированный подход педагога.
5. Со всей ответственностью подойти к реализации Программы воспитания и обучения в детском саду. Последняя предусматривает развитие лексики и грамматики, звукопроизношения, фонематического восприятия, связной речи.
Строя занятия с учетом положения Л.С. Выготского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии детей, а также общедидактических принципов: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала, - воспитатель формирует речь в единстве ее компонентов.
6. Вести просвещение родителей по вопросам общего и речевого развития ребенка, создания благоприятной обстановки в семье.
Именно семья в значительной степени определяет успехи малыша. Эмоциональные отношения родителей и детей, их совместная деятельность, общение, умение правильно организовать его могут стимулировать или препятствовать индивидуально-личностному развитию дошкольника в целом и развитию речи в частности.
7. Заметить серьезные отклонения от нормы, рекомендовать консультацию специалистов.
Существуют тяжелые нарушения речи, которые нельзя скомпенсировать только в процессе воспитательной работы в детском саду. Чем раньше ребенок, страдающий одной из них, начнет получать целенаправленную помощь логопеда и психоневролога, тем благоприятнее будет прогноз.
Вовремя разглядеть дошкольника-логопата, убедить его папу и маму обратиться к специалистам, значит предупредить большие трудности в будущем.
Таким образом, воспитатель общеобразовательной группы не должен воспринимать логопедию как науку, далекую от него. Изо дня в день применяя указанные выше способы воздействия, заинтересованный педагог с большой долей вероятности обеспечит снижение речевых нарушений среди детей дошкольного возраста.