Недавно муж гостил у свекрови и привез с собой старые детские фотографии. Мы посмотрели, поумилялись и посмеялись, потом дошли до фото отряда в пионерском лагере. На фотографии детям было лет 13-15. Муж показал некоторых общих знакомых, обсудили всякое на тему какой был и какой стал, а потом он ткнул пальцем в какую-то девочку, и сказал: «А это толстая», имея ввиду кличку девочки. Я смотрю, девочка вполне себе «обыкновенная», совсем не толстая. Говорю:
- А почему толстая? Она ж обычная.
- Да потому что она толстая, все ее так и звали.
И тут он задумался, наверное, абстрагировавшись от своих детских воспоминаний.
- А действительно, вроде и не толстая.
Разглядывали мы фото, ну разве что щеки у девочки немного крупнее остальных, а ручки в коротких рукавчиках вполне себе обычные. Может быть бедра несколько полнее сверстниц, на фото в юбке не видно. Так мы толком и не смогли определить, почему эта девочка была «толстой».
И тут я вспомнила свое детство конца 80х- 90х годов в рабочем квартале подмосковного города. Полные дети (не толстые, просто полные, которые также легко бегали в догонялки, ходили на спортивные секции) были редкостью. Как правило, один полненький на параллель в школе, а то и реже. Толстых вообще не помню.
Чтобы прослыть «жиробасом» в наше время достаточно было быть коренастее и несколько полнее чудосочных сверстников, а сегодня такие дети даже в глаза не бросаются. Просто посчитайте детей с явным лишним весом, гуляя летом в парке или сквере. Я уверена, вы их обнаружите, и не одного. Проблема в том, то лишний вес у детей постепенно становится банальным и обыденным.
Вот пара исследований, дабы ужаснуться.
1) Тенденции распространенности ожирения у детей и подростков в Свердловской области.
Е.В. Ануфриева, Л.Ю. Неупокоева, О.П. Ковтун
Установлено двукратное увеличение заболеваемости ожирением по данным обращаемости у детей 0–14 лет (с 8,3‰ в 2005 г. до 16,3‰ в 2019 г.) и трехкратный рост у подростков 15–17 лет (с 11,8 до 35,5‰ соответственно) … Более 50% случаев ожирения приходится на возрастную группу 10–14 лет, тогда как максимальные темпы прироста отмечены у детей в возрасте 5–9 лет.
2) Формирование метаболического синдрома в детском возрасте: теоретические и прикладные клинические аспекты
Я.Э. Булавко, Ю.П. Успенский, Ю.С. Александрович, В.А. Резник, А.Е. Филимонов.
… число детей и подростков, страдающих ожирением, за последние 40 лет возросло в 10 раз. … Было установлено, что показатели детского и подросткового ожирения в мире возросли: если в 1975 г. доля детей с ожирением составляла 1 %, то в 2016 г. увеличилась до 6 % среди девочек и 8 % среди мальчиков.
Говоря о последнем исследовании, стоит заметить, что это данные по миру. Включая благополучные США и Европу, у которых не было «перестройки». Это у нас в 90е пределом детских мечтаний у многих были сосиски и печенюшки, особенно у тех детей, чьи родители работали на разваливающихся градообразующих промышленных предприятиях. Это я к тому, что по России процент увеличения ожирения среди детей за последние 20-30 лет должен увеличится больше чем по миру.
Сегодня более доступны различные «вредности»: пиццы, сладости, картофель фри, чипсы. Кроме того, они стали частью нашего досуга. Раньше культура питания была другой. Большинство рожденных в СССР детей было приучено питаться дома или в школьной столовой три раза в день по известному правилу: «когда ем, я глух и нем». Исключения составляли редкие праздничные застолья, когда можно было улопаться вкусностей от пуза. А сейчас мы едим, когда смотрим кино, заходим в кафе поболтать, а мороженое дети могут выпрашивать чуть ли не каждый день, а не в день зарплаты или в выходной.
Когда я была подростком, и перестала от рассвета до заката играть в вышибалы, догонялки и прятки (а в этих прятках надо было оббежать пару кварталов, чтобы застукаться), мы с подружками гуляли по городской площади, но при этом ничего не ели. Сейчас подростки и молодежь вечно что-то жуют по дороге, от кофе-с-собой до чипсов и хотдогов.
Опять же девайсы, в которых сегодня зависают все. Раньше раз в неделю дисней по телеку, ну и фильм иногда, а в остальное свободное время – игры на улице. Сейчас дети в значительно большей степени прикованы к экранам, и уже поэтому меньше проводят времени бегая на улице.
Наши родители не прикладывали никаких сил, чтобы мы оставались стройными, а сегодня быт детей устроен так, что родителям нужно напрягаться и идти против этой сложившейся культуры потребления, чтобы дети были в хорошей форме. А эта культура везде: доступная и быстрая "перекусочная" еда есть в доме, школе, парках и на улице, притаившись в киосках, кафешках, магазинах и тележках с фаст фудом.
Если потребление вкусняшек маленькими детьми можно контролировать и игнорировать вой на тему: «а вот Маше/Пете/Саше разрешают!», то с подростками все в разы сложнее. У них и карманные деньги есть, и гуляют они не на виду у мамочки и папочки. Нынче внедрять пищевую дисциплину нужно с молоком матери, но задачка эта крайне сложная, и универсальных методов здесь нет. И просто удивительно, как разница бросается в глаза на фотографиях современных и 30-летней давности.