Слепое следование любой идеи собственно и является предрассудком
Сегодня в обществе сформирован «негативный» образ учителя и школы. Кто его формирует? Да те же взрослые, прошедшие «школу жизни» в наших школах. Те взрослые, которым было плохо в школе, когда они были детьми. Но почему, спросите вы, они приобрели негативный школьный опыт, ведь школа совершенствуется, развивается, реформируется…Удивительно, но во все времена и во всех странах постоянно реформируется система образования. При чём не успевает провалиться одна реформа, как тут же за ней следом начинается другая. Почему школа всегда выступает источником общественного недовольства, и в сознании государственных деятелей прочно укоренилось желание её реформировать? Ответ по-моему, на поверхности: школа даёт не тот результат: ни генеральному заказчику –государству (сегодня нам нужны рабочие и фермеры, а выпускники валом валят в ВУЗы), ни обществу, ни родителям (психическое и физическое здоровье детей в школе серьёзно подрывается). Скука, рутина, подавление личности, конфликты с учителями и одноклассниками – типичные жалобы детей и родителей на школу.
«Результат» в работе» с детьми… От того, как учитель сработает на «результат» зависит распределение надбавок, отношение к учителю, разрешение на аттестацию и прочее. Для меня как для психолога всегда был загадкой этот пресловутый «результат» как педагогического, так и психологического воздействия на личность. Как можно его спланировать (а планы мы пишем всегда), как можно его измерить, как вообще можно измерить личность ребёнка? Отдельные стороны «да», но в целом - никогда…
Функциями современной школы являются, по – прежнему, обучение и воспитание. Причём приоритет естественно отдаётся образовательной функции. Рассмотрим, что является результатом работы всей школы в целом и результатом работы педагога в сфере образования.
К сожалению, как и много лет назад главным критерием работы школы как системы является успеваемость. Только теперь анализируются результаты написания ЕГЭ, соотносятся с цифрами по стране. Ведётся учёт выпускников, кто куда поступил. На основании этого делается вывод о том, какое образование даёт школа. Дополнительными критериями результативности работы школы являются выигранные конкурсы, победы учеников на олимпиадах и творческих конкурсах, внедрение инновационных проектов, количество учителей с высшей категорией и т.д. и т.п. Результативность работы педагога в первую очередь оценивается с позиций успеваемости: сколько по его предмету отличников, сколько «двоечников»…
Таким образом, опять личность ребёнка описывается с позиций цифр - хороший ученик или плохой.
У меня как у бывшего ученика, учителя - предметника, психолога, работника школы и родителя к «образовательной» функции школы много претензий. Я считаю, что в школе господствует излишний дидактизм. Нашим детям даётся слишком много знаний, которые реально никогда не пригодятся им в жизни. Не согласны? Давайте вспомним, что конкретно нам пригодилось во взрослой жизни. По математике я годами делила и умножала «жуткие» цифры, но больше тысячи долларов в руках никогда не держала. Я могу рассчитать количество обоев для поклейки, но в последнее время доверяю эту работу специалисту. Из физики я знаю, почему на лыжах я не проваливаюсь в снег, чтобы не провалиться под лёд надо ползти (надеюсь, что это знание мне не пригодиться), сколько надо налить воды, чтобы содержимое кастрюли не вылилось на плиту. Впрочем, последнее я могла узнать и опытным путём. И так по всем предметам. Бедные учителя, как показать ребёнку, где ему на практике понадобится производная или строение майского жука. Знания слишком быстро устаревают, изменяются (достаточно вспомнить нашу многострадальную историю). Конечно, ряд фундаментальных положений общенаучной картины мира знать нужно, хотя бы для того, чтобы не выпасть из культурного контекста и общаться с другими людьми. Но уж слишком «разросся» в последнее время этот фундамент содержания образования, превратившись в «глыбы» знаний. Как результат – перегруз детей и увеличение сроков обучения с 10 до 11 лет. Бедные дети неподвижно сидят по 6-8 часов за партами, которые им по росту не подходят, а мы им ещё дополнительный урок физкультуры, краеведения и урок основ мировых религий. А потом удивляемся, что у нас на выходе такие физически больные дети.
Приоритет образовательной функции школы и является одним из предрассудков массового педагогического сознания. Мы должны «дать» детям знания, они должны их «взять». А потом нужно измерить, кто, сколько усвоил и оценить результат работы, а если не усвоил – не сможешь получить хорошую профессию. Не факт. Многие выдающиеся и богатые люди плохо учились в школе. Я знаю, например, одного ученика, который имел по физике «три», а после уроков шёл на кружок к этому же учителю, где собрал сложнейшие электрические цепи, занимался моделированием. Нет слов…
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ