Добрый день. Сегодня мы более подробно рассмотрим основную серийную модификацию фронтового истребителя МиГ-15 под индексом МиГ-15бис. Работы над ней велись в конце сороковых годов. Главная задача, которая стояла перед разработчиками, заключалась в создании улучшенного варианта истребителя путем проведения его комплексной модернизации. Она подразумевала в себе внесение изменений в общую конструкцию, некоторые функциональные системы, силовую установку и специальное оборудование. Это позволило бы расширить базовый функционал машины и улучшить его летно-технические характеристики (к примеру такие как максимальная скорость, практический потолок, длина разбега и пробега, скороподъемность и т. д.). МиГ-15бис стал самой массовой модификацией "пятнадцатого" с суммарным объемом производства более 8350 экземпляров только в Советском Союзе (без учета серийного производства в восточноевропейских странах). В итоге получился отлично сбалансированный самолет, который являлся одним из лучших представителей своего класса в первой половине пятидесятых годов.
Итак, самое важное изменение заключалось в установке нового турбореактивного двигателя ВК-1 с тягой 2700 кгс, который использовался взамен двигателя РД-45Ф с тягой 2270 кгс. Также как и на базовой модификации, он размещался в задней части фюзеляжа в специально отведенном отсеке на уровне между тринадцатым и двадцать первым шпангоутом. В первую очередь, новый двигатель несколько отличался по габаритам (больше максимальный диаметр, длина). Сухой вес этого изделия также был больше (884 кг у ВК-1А, против 825 кг у РД-45Ф). Соответственно это повлекло за собой некоторые доработки в конструкцию задней части фюзеляжа. Изменились и размеры восьмистержневой сварной рамы крепления двигателя. Кроме того, установили новую удлинительную трубу (она необходима для отвода продуктов горения) с увеличенным диаметров и новую коробку приводов самолетных агрегатов (на нее устанавливался генератор, гидронасосы и некоторое другое оборудование), которая размещалась в передней части двигателя.
Общая конструкция каркаса фюзеляжа оставалась той же. По большей части, главные изменения затрагивали внутреннюю компоновку, которые вносились исходя из необходимости размещения нового специального оборудования и агрегатов. Соответственно в обшивке были добавлены дополнительные технологические лючки для доступа к ним (к примеру для доступа к маркерному приемнику, антенне радиокомпаса и т. д.) Среди прочих изменений в конструкции самолета, можно выделить установку новых тормозных щитков. В целях уменьшения кабрирующего момента при их открытии, была изменена их форма (она стала более прямоугольная) и размер. На МиГ-15 площадь обоих тормозных щитков составляла 0,48 кв. м., а на модификации МиГ-15бис сначала 0,5 кв. м., а после 1952 года 0,8 кв. м. При этом максимальный угол отклонения остался таким же и составлял 55 градусов.
По функциональным системам основные изменения внесли в топливную систему, электросистему и общую систему управления истребителем. Рассмотрим некоторые из них. Суммарный емкость топливных баков у базовой модификации "пятнадцатого" составляла 1460 литров. При этом, основной его объем (1250 литров) приходился на передний топливный бак и еще 210 литров на задний. У МиГ-15бис суммарный объем топлива сократили на 50 литров, изменив конструкцию заднего топливного бака. Если раньше он представлял собой единый сварной элемент, который располагалась на уровне между двадцать первым и двадцать четвертым шпангоутом, то теперь его разделили на две части, соединенные между собой гибким шлангом и дренажным трубопроводом. Соответственно изменился порядок расхода топлива для сохранения центровки. Теперь происходила выработка 245 литров из переднего бака, после чего полностью расходовалось все топливо из заднего бака, а в конце вырабатывался остаток из переднего (это в случае если полет осуществлялся без использования ПТБ). Прочие элементы топливной системы (к примеру электронасосы, керосиномер и т. д.) оставались без изменений. Также стоит отметить, что на МиГ-15бис стали применять и другие типы подвесных топливных баков (к примеру на 300 литров или на 600 литров).
Основные доработки в электросистеме были направлены на то, чтобы обеспечить электроэнергией возросшее число потребителей (новое радиооборудование). В связи с этим, осуществили замену главного источника электроэнергии генератора ГСК-1500 на генератор ГСР-3000 мощностью 3000 Вт. Соответственно замене подлежала и сопутствующая аппаратура (регулятор напряжения, сетевой фильтр и т. д.). Также внесли определенные изменения непосредственно в схему питания радиооборудования. К примеру, был добавлен преобразователь МА-250, которые предназначался для преобразования постоянного тока в переменный однофазный ток напряжением 115 В с частотой 400 Гц.
Что касается системы вооружения, то основное отличие МиГ-15бис от МиГ-15, заключалось в замене двух 23-мм пушек НС-23КМ на два более совершенных орудия НР-23, которые жестко крепились на лафете на двух узлах. Несколько изменилось и их положение относительно оси самолета. В целом же, система питания и перезарядки орудий осталась без изменений. Также на модифицированном истребителе был установлен новый гироскопический автоматический прицел АСП-3Н вместо АСП-1Н. Установка фотокинопулемета (типа С-13) и бомбового вооружения на балочных держателях осталась без изменений (подвеска до двух бомб калибра 50 или 100 кг). Единственное, стоит отметить, что на МиГ-15бис расширили номенклатуру применяемых бомб.
По специальному оборудованию вносимые изменения носили более основательный характер. К примеру, если говорить о радиооборудовании базовой модификации истребителя, то оно включало в себя только радиостанцию (типа РСИ-6) и радиополукомпас РПКО-10М. На МиГ-15бис же оно состояло из радиостанции РСИ-6К, оборудования слепой посадки (включало в себя автоматический радиокомпас АРК-5, маркерный приемник МРП-48П и радиовысотомер малых высот РВ-2) и радиолокационной станции "Барий М", которая являлась ответчиком автономной системы опознавания. Останавливаться на этом направлении в рамках текущего обзора мы не будем. Ранее на канале уже вышел отдельный цикл публикаций, посвященный радиооборудованию первых советских реактивных истребителей (Ссылка на статью), где более чем подробно освещалась эта тема.
В принципе это были основные изменения, которые внесли в улучшенную модификацию истребителя. Естественно были и другие, менее значимые отличия. К примеру они затрагивали некоторое пилотажно-навигационное оборудование. Скажем, вместо дистанционного компаса ПДК-45 установили электродистанционный гиромагнитный компас ДГМК-3. Дальнейшим этапным развитием "пятнадцатого", стал уже истребитель МиГ-17. О самолетах этого семейства мы расскажем в последующих публикациях.
Уважаемые читатели, подписывайтесь на канал, ожидайте новых публикаций.