В 1976 г. один из крупнейших советских сценаристов в компании с другим крупнейшим советским сценаристом Евгением Габриловичем и крупнейшим советским режиссером Юлием Райзманом приступили к работе над фильмом, который впоследствии получил название "Странная женщина". Об этом фильме мы писали тут.
Но скоро Гребнев выбыл из этой компании. Не понравилась ему
... эта назидательная тенденциозность, загримированная под правду. Идея там торчит, и она, не в обиду будь сказано авторам, не новая. Такая вот "Анна Каренина" на советский лад, и тоже с рассуждениями, но без поезда в финале.
И фильм не понравился, хотя некоторые удачные сцены в нем Гребнев отметил.
И ведь надо же было такому случиться, что через два года после премьеры "Странной женщины" на экраны вышел фильм, снятый Виктором Трегубовичем по сценарию Анатолия Гребнева "Путешествие в другой город". И что характерно, этот фильм был одной из вариацией на тему "странной женщины" с "трудной судьбой". И главную роль этой самой "странной женщины" играла все та же Ирина Купченко. Вот только ее любовника играет вместо Василия Ланового другой главный "социальный герой" советского кинематографа Кирилл Лавров.
У сценария Гребнева была достаточно трудная судьба. Написан он был в начале 70-х и сразу же не понравился киноначальству. Сам тогдашний председатель Госкино СССР А.В. Романов язвительно приписал на титульном листе к названию "Путешествие в другой город" дополнение "Или мужья в командировке". Очень похоже на название снятого через 12 лет фильма В. Мельникова "Чужая жена и муж под кроватью."
Экранизировать этот сценарий хотели и Кира Муратова, и Илья Авербах. Но в итоге фильм в 1979 г. снял Виктор Трегубович.
Главный инженер ленинградского проектного института Сергей Игнатьевич Кириллов приехал во главе приемной комиссии в провинциальный город, где строится предприятие, проект которого разработан его институтом. Кириллова играет Кирилл Лавров. Его герой человек строгий, волевой и принципиальный, знающий свое дело. Очередная вариация крупного советского руководителя в стиле Андрея Башкирцева из "Укрощения огня".
Днем он гоняет нерадивых строителей, а вечером решает расслабиться. Чувствуется, что человек имеет богатый опыт романтических приключений в командировках. Вечером приглашает телефонистку из гостиничной АТС, которую никогда в глаза не видел, в ресторан. Голос ее ему понравился. И вот уже наш герой сидит на скамейке у фонтана в ожидании. При этом несколько маскируется,
ведь неизвестно кто там еще придет. Вдруг вот это она.
Нет, этот вариант не подходит. И ведь телефонистка его тоже не знает в лицо. Вот появляется еще один вариант.
Который очень внимательно всматривается в окружающих. Глаз - ватерпас.
Она. И вот будущие любовники отправляются в ресторан.
Главную героиню - телефонистку Лину, Капитолину, играет Ирина Купченко. В отличие от его предыдущих и последующих "странных женщин и "женщин с трудной судьбой" в этом фильме Купченко накрутили кудряшки и заставили улыбаться. Характер легкий, веселый и решительный.
Здесь надо отметить, что авторы фильма предельно облегчили своим героям любовную задачу. Оба в разводе. Лина в разводе с моряком дальнего плавания, имеет семилетнего сына. Кириллов тоже разведен. И разведен удачно. Продолжает поддерживать с бывшей женой и дочерью дружеские отношения.
С первого посещения ресторана, однако, Кириллову не удалось попасть в постель к Лине. Но между ними начался телефонный роман.
Не стала Лина вот так сразу обрывать отношения. Потихоньку начала проникать в жизнь командированного начальника. Кириллов съездил к себе в Ленинград, вернулся и опять они пошли в ресторан. То есть виделись они очно, не считая телефонных разговоров, второй раз. И тут Лина уже сама проявила инициативу. Сбежали они ото всех в другой город, сели там на речной корабль и двое суток пребывали в романтических отношениях. Кириллов к тому же простудился и сутки отлеживался еще у Лины дома.
А подчиненные потеряли своего начальника, который ушел в романтический загул. Но город маленький, и скоро всем стало известно, что у командировочного большого начальника из Ленинграда и скромной телефонистки из местной гостиницы роман. И подчиненным Кириллова, и местным жителям. Подчиненные тихо ухмыляются, а местные одобряют выбор Лины.
И озадачился Кириллов, когда его непосредственный начальник, который прилетел во время его загула не одобрил его.
И ведь действительно, была бы это директор гостиницы или хотя бы второй секретарь местного горкома КПСС по строительству и промышленности, то есть как бы более близкие по социальному статусу, вопросов бы не было. Но телефонистка... Нет, не тот уровень для Кириллова.
И как-то завибрировал он, а ведь и действительно разведенная телефонистка с ребенком, и что дальше то... И эти вибрации уловила и Капитолина. А тут опять Кириллову надо съездить в Ленинград... Что там было дальше узнаете, если посмотрите.
И вот это обстоятельство, что большой начальник в командировке заводит роман с простой телефонисткой, сбегает с нею и совершает прогулы по неуважительной причине, а затем никак не собирается официально оформлять с нею отношения, вызвали некоторое недоумение у высокого киноначальства. Большой номенклатурный чиновник, которого играет Лавров, не должен себя так безответственно вести. Какой пример им подается подчиненным. Завел роман, влюбился - женись. А тут какая-то неопределенность.
И к тому же в фильме Лавров появляется в такой, "полупостельной", сцене с полуобнаженной грудью. И у него там наколка засветилась, нет не "а на правой груди профиль Сталина", а всего лишь тигр, но большой. В пятнадцать лет сделал Лавров себе эту наколку и никуда теперь не деться. Вот она.
И вот посмотрел фильм член Политбюро ЦК КПСС, первый секретарь Ленинградского городского и областного комитета партии Григорий Васильевич Романов и высказал вполне обоснованные претензии
- Ты что себе позволяешь: полуголый, с бабой, да еще и татуировка на плече!
- Я актер,- скромно напомнил Кирилл Юрьевич.
- Ты не актер, ты член областного комитета партии! - напомнил в свою очередь ленинградский вождь.
И позвонило ленинградское партийное руководство в Госкино и вместо премьеры в 20 кинотеатрах Ленинграда фильм скромно показали в одном. Прокат по стране был очень скромным и фильм потихоньку задвинули. Да и сейчас его почему-то особо не показывают, в отличии, скажем, от двухсерийной телевизионной ленты 1982 г. режиссера Валерия Фокина "Транзит" с Михаилом Ульяновым и Мариной Нееловой. В "Транзите" очень похожий сюжет с "Путешествием в другой город". Тоже столичный начальник, застрявший на захолустной ж.д. станции, заводит роман с местной жительницей из простого народа.
Но вот только в отличие от "Транзита" фильм Гребнева и Трегубовича выглядит немного легковесно, наскоро сделанным. Да и Купченко с ее "бэкграундом" "странной женщины" выглядит немного неестественно в роли веселой и хозяйственной Капитолины. Не ее это роль.
Вот кто бы действительно подошел под этот сюжет так это Любовь Стриженова, ее Липа, Олимпиада, из фильма Владимира Шределя "Чужая", о котором мы писали тут
практически идентична Лине, Капитолине.
Вот такая вариация "странной женщины". Поклонникам Ирины Купченко должно понравится.
Пишите комментарии. Ставьте лайки. Подписывайтесь на наш канал.