Найти тему

Материал для урока в 5 классе по теме "Стили речи"

Стили речи изучаются в течение всего курса русского языка в школе, а знания по этой теме проверяются на ЕГЭ. В 5 классе мы даем ученикам начальные представления о стилях, учим их различать. Предлагаю это сделать так.

Этим нехитрым материалом я пользуюсь уже не один год. Даю ребятам 5 текстов на одну тему. Предлагаю их прочитать и определить тему. Мы делаем вывод о том, что все тексты об одном и том же - о собаках. Но написаны они по-разному, и назначение у каждого из них свое.

Затем прошу выполнить задания: определить цель каждого текста (список целей пишу заранее в карточке) и сферу употребления (сферы тоже прописываю). Обсуждаем, распределяем, записываем в пустую таблицу.

И только потом даю названия стилей и предлагаю учеников соотнести тексты с этими названиями.

Таким образом, мы заполняем таблицу "Стили речи". Она, конечно, простенькая, элементарная, зато знания получены детьми не в готовом виде, а через наблюдение и обсуждение. Другими словами, не мы преподнесли детям информацию, а под нашим чутким руководством они добыли ее сами. Впоследствии таблицу можно дополнить сведениями из учебника или еще каких-то источников.

А теперь сам материал.

Задание

Прочитайте тексты. Определите их тему. Выполните задания:

1) Определите цель каждого текста и запишите в таблицу: донести научную информацию, передать деловую информацию, воздействовать на читателей, создать образ, обменяться мнениями?

2) Определите сферу употребления каждого текста и запишите в таблицу: в учебнике или энциклопедии, в газете (журнале, Интернете), в художественной книге, в документах, в повседневном диалоге между людьми?

3) Установите соответствие между текстами и стилями и запишите в таблицу: научный, официально-деловой, публицистический, художественный, разговорный.

Тексты

Текст 1

Настоящая справка выдана Иванову Ивану Петровичу в том, что его собаке, пуделю Арчибальду, действительно сделаны прививки от бешенства, гастроэнтерита и чумки. Справка дана для предъявления по месту требования.

Текст 2

Собака — домашнее животное, одно из наиболее распространённых (наряду с кошкой) «животных-компаньонов».

С зоологической точки зрения, собака — плацентарное млекопитающее отряда хищных семейства псовых.

Собаки известны своими способностями к обучению, любовью к игре, социальным поведением. Выведены специальные породы собак, предназначенные для различных целей: охоты, охраны, тяги гужевого транспорта и др., а также декоративные породы (например, болонка, пудель).

Текст 3

Не только люди могут стать известными на нашей планете, но и животные. Собаки – наши верные друзья, более других животных они заслуживают уважения за преданность, верность, самопожертвование и отвагу. В истории есть немало примеров искренней благодарности и доброты человека по отношению к ним. В знак признательности люди ставят собакам памятники.

Конечно, никто не считал, сколько установлено таких памятников по всему миру, но факты говорят о том, что их очень много.

Текст 4

Жила-была собака.

Она была большая,

И был у той собаки

Огромный рыжий хвост.

И вот, когда собака

Бежала по дороге,

За нею пыль вставала

Почти до самых звёзд.

И были у собаки

Огромнейшие зубы,

И лаяла собака,

Как миллион собак.

Когда она дышала,

С домов слетали крыши

И все деревья гнулись

И это было так.

Жила-была собака...

Но только ты не бойся,

Она была послушной

И доброю была.

Текст 5

Солдат вернулся из разведки и докладывает:

— Обнаружил не разрушенный мост.

— Танки пройдут?

— Пройдут.

— Конница пройдет?

— Может, пройдет.

— Значит, и пехота пройдет?

— Пехота не пройдет, товарищ капитан.

— Как же это может быть?

— Там привязана злая собака.

Файл с таблицей и ответы к заданиям вы можете скачать здесь.

Другие идеи и материалы для ваших уроков на канале "Учительская мастерская" и в группе ВК.