Стили речи изучаются в течение всего курса русского языка в школе, а знания по этой теме проверяются на ЕГЭ. В 5 классе мы даем ученикам начальные представления о стилях, учим их различать. Предлагаю это сделать так.
Этим нехитрым материалом я пользуюсь уже не один год. Даю ребятам 5 текстов на одну тему. Предлагаю их прочитать и определить тему. Мы делаем вывод о том, что все тексты об одном и том же - о собаках. Но написаны они по-разному, и назначение у каждого из них свое.
Затем прошу выполнить задания: определить цель каждого текста (список целей пишу заранее в карточке) и сферу употребления (сферы тоже прописываю). Обсуждаем, распределяем, записываем в пустую таблицу.
И только потом даю названия стилей и предлагаю учеников соотнести тексты с этими названиями.
Таким образом, мы заполняем таблицу "Стили речи". Она, конечно, простенькая, элементарная, зато знания получены детьми не в готовом виде, а через наблюдение и обсуждение. Другими словами, не мы преподнесли детям информацию, а под нашим чутким руководством они добыли ее сами. Впоследствии таблицу можно дополнить сведениями из учебника или еще каких-то источников.
А теперь сам материал.
Задание
Прочитайте тексты. Определите их тему. Выполните задания:
1) Определите цель каждого текста и запишите в таблицу: донести научную информацию, передать деловую информацию, воздействовать на читателей, создать образ, обменяться мнениями?
2) Определите сферу употребления каждого текста и запишите в таблицу: в учебнике или энциклопедии, в газете (журнале, Интернете), в художественной книге, в документах, в повседневном диалоге между людьми?
3) Установите соответствие между текстами и стилями и запишите в таблицу: научный, официально-деловой, публицистический, художественный, разговорный.
Тексты
Текст 1
Настоящая справка выдана Иванову Ивану Петровичу в том, что его собаке, пуделю Арчибальду, действительно сделаны прививки от бешенства, гастроэнтерита и чумки. Справка дана для предъявления по месту требования.
Текст 2
Собака — домашнее животное, одно из наиболее распространённых (наряду с кошкой) «животных-компаньонов».
С зоологической точки зрения, собака — плацентарное млекопитающее отряда хищных семейства псовых.
Собаки известны своими способностями к обучению, любовью к игре, социальным поведением. Выведены специальные породы собак, предназначенные для различных целей: охоты, охраны, тяги гужевого транспорта и др., а также декоративные породы (например, болонка, пудель).
Текст 3
Не только люди могут стать известными на нашей планете, но и животные. Собаки – наши верные друзья, более других животных они заслуживают уважения за преданность, верность, самопожертвование и отвагу. В истории есть немало примеров искренней благодарности и доброты человека по отношению к ним. В знак признательности люди ставят собакам памятники.
Конечно, никто не считал, сколько установлено таких памятников по всему миру, но факты говорят о том, что их очень много.
Текст 4
Жила-была собака.
Она была большая,
И был у той собаки
Огромный рыжий хвост.
И вот, когда собака
Бежала по дороге,
За нею пыль вставала
Почти до самых звёзд.
И были у собаки
Огромнейшие зубы,
И лаяла собака,
Как миллион собак.
Когда она дышала,
С домов слетали крыши
И все деревья гнулись
И это было так.
Жила-была собака...
Но только ты не бойся,
Она была послушной
И доброю была.
Текст 5
Солдат вернулся из разведки и докладывает:
— Обнаружил не разрушенный мост.
— Танки пройдут?
— Пройдут.
— Конница пройдет?
— Может, пройдет.
— Значит, и пехота пройдет?
— Пехота не пройдет, товарищ капитан.
— Как же это может быть?
— Там привязана злая собака.
Файл с таблицей и ответы к заданиям вы можете скачать здесь.
Другие идеи и материалы для ваших уроков на канале "Учительская мастерская" и в группе ВК.