Найти в Дзене
Киберпоп ТВ

Крестное знамение и поклоны

Во время молитвы мы осеняем себя крестным знамением, проще говоря, крестимся. Как это делается? Рука складывается таким образом, что два пальца прижимаются к ладони, три пальца соединяются вместе, и мы крестимся сверху вниз, с правого плеча на левое. То есть на лоб, на живот, на правое и на левое плечо. Обычай этот своими корнями уходит в глубокую древность, к апостольским временам. Правда, письменные подтверждения мы находим только в начале третьего века. Но там говорится об обычае осенять себя крестным знамением как о древнем, который прочно вошел в жизнь, быт, практику христианской жизни.

Однако крестились в те времена не так, как мы сейчас. Крестились одним перстом, большим пальцем правой руки, чертили таким образом на лбу крест. Почему одним пальцем? Дело в том, что христиане в те далекие времена, в 1-4 веках, жили в среде язычников, которые верили во множество богов. Христиане, крестясь одним пальцем, свидетельствовали о своей вере в одного Бога. Правда, в одного Бога верили также иудеи, однако они не верили в Христа распятого, а распятие было одним из основных символов христианской веры.

Спустя несколько столетий в христианстве возникла ересь, которая называется монофизитством. Монофизиты считали, что у Иисуса Христа была только одна природа, божественная. То есть Иисус Христос ― это Бог, но никак не человек. И в полемике с православными они говорили: «Вот, видите, древние крестились одним перстом в знак того, что у Христа была одна природа».

Православные же считают, что в Иисусе Христе две природы, то есть Бог стал человеком. В Иисусе Христе соединилась божественная природа и человеческая. В противовес монофизитам христиане стали осенять себя крестным знамением двумя перстами привычным для нас образом: сверху вниз, с правого плеча на левое, но двумя перстами. Таким образом, внешне сразу было видно принадлежит ли человек монофизитской ереси, либо он православный.

Такой обычай осенять себя двумя перстами существовал еще несколько столетий. Именно в то время, в 988 году, при князе Владимире была крещена Русь. Тогда же и возник обычай осенять себя крестным знамением двумя перстами. Правда, несколько позже Византия, а за ней и другие Восточные православные церкви перешли на обычай креститься тремя перстами в знак веры во Святую Троицу: Отца, Сына и Святого Духа. А на Руси еще несколько столетий существовал обычай креститься именно двумя перстами. И только в семнадцатом веке патриарх Никон силовым, скажем так, решением заставил людей перейти на общераспространенную практику креститься тремя перстами.

Тогда же в нашей русской Церкви произошел раскол: появились старообрядцы, которые держались старой практики, в том числе продолжая креститься двумя перстами. Старообрядцы до сих пор также осеняют себя крестом двумя перстами.

Как же правильно? По большому счету нет никакого правила. Есть разные традиции. И когда человек осеняет себя крестом, в зависимости от того, каким образом он это делает, он свидетельствует о своей приверженности той или другой традиции.

Существует еще один способ осенять себя крестным знамением, мы часто используем это во время богослужения. Правда, не осознаем, что таким образом мы как бы крестимся: это когда мы складываем руки на груди крестом. Например, когда подходим к причастию. Дело в том, что если мы возле чаши начнем традиционно осенять себя крестом, то есть поднимать руку, то рискуем нечаянно зацепить чашу или лжицу, и может произойти что-то ужасно неприятное. Поэтому мы просто складываем руки на груди крестом и причащаемся. И точно так же делаем, когда подходим на помазание. И еще когда мы хороним православного христианина, тоже складываем ему руки на груди крестом в знак его христианской веры.

Чтобы закрыть эту тему, скажу, что в католической церкви принято осенять себя всеми пятью перстами, то есть пятерней. Почему? Потому что они говорят, что у Иисуса Христа было пять ран: две на руках от гвоздей, две на ногах и одна в ребро. Поэтому они крестятся всей пятерней и причем слева направо.

Мы можем на иконах видеть изображение и Господа нашего Иисуса Христа, и святых угодников, которые сложили руку как бы для осенения крестным знамением, причем двумя перстами. Но на самом деле рука сложена для благословения. Когда епископ или священник благословляет человека или людей, то осеняет их, складывая руку иначе. Это имясловное сложение, потому что каждый палец здесь символизирует какую-то букву. Указательный палец ― это буква «и», средний ― буква «с», получается «Ис» ― Иисус; два перекрещенных ― «х» и тоже «с». Получается Иисус Христос. Именно благословляющими изображаются и Христос, и святые угодники.

Молитва также сопровождается поклонами, то есть человек сначала делает крестное знамение, а потом совершает поклон. Поклон может быть поясной, а может быть земной.

При поясном поклоне человек только наклоняет корпус. И вот здесь сразу возникает вопрос: а как глубоко нужно наклониться? Чаще всего мы только немножечко наклоняем корпус, однако существует такой благочестивый обычай склоняться низко, так глубоко, чтобы можно было рукой дотянуться до пола. Отсюда, на мой взгляд, появился русский поясной поклон. Но это только традиция. Такой поясной поклон называется малым поклоном, а в церковных книгах он называется «метание». Так и пишут: двенадцать малых поклонов или три метания (редко употребляется, но иногда можно встретить).

Кроме поясного поклона есть еще земной, когда после крестного знамения человек опускается на колени и склоняется челом до земли. Может быть, отсюда берется такое выражение: бью тебе челом, то есть склоняюсь перед тобой.

Дорогие друзья! В этой статье использованы вопросы, заданные мне на стримах или по е-mail в то время, когда я еще трудился священником. Темы, затронутые в аналогичных статьях, актуальны и сейчас, что показывает ваш живой отклик, поэтому и публикую.