Что такое беллетристика и стоит ли её писать

3,2K прочитали

«Беллетристика» — это слово можно часто услышать. Причём иногда его произносят с уважением, а нередко с презрением, лёгким и не очень. Что же такого в этом понятии, если оно вызывает столь противоречивые чувства?

«Беллетристика» — это слово можно часто услышать. Причём иногда его произносят с уважением, а нередко с презрением, лёгким и не очень.

Беллетристика: у истоков

Термин появился ещё в XVII веке. В переводе с французского belles letters — «красивое письмо», или как его переводили в XIX веке, «изящная словесность». «Откуда же тогда презрение?» — спросите вы. Вот сейчас и разберёмся.

Изначально беллетристикой называли всю художественную прозаическую литературу, тем самым отличая её от научной, учебно-познавательной и публицистической. Сейчас такие произведения называют нон-фикшен. И если в научных и учебно-познавательных произведениях на первом месте стояла польза для саморазвития, то главная цель беллетристики — развлечение.

Однако уже в XIX веке стало понятно, что далеко не всякую художественную прозу можно отнести исключительно к развлекательной, и не вся познавательная литература одинаково полезна. На это, кстати, обратил внимание В. Г. Белинский. К беллетристике он отнёс лёгкую литературу, которая качеством не дотягивает до изящной словесности и предназначена для не самой образованной части читателей. Однако развивает ум таких читателей, «благотворно действуя на их образование и доставляя им умное и благородное развлечение» (В. Г. Белинский).

Художник Марсель Марлье
Художник Марсель Марлье

Вот эта позиция уважаемого всеми литературного критика и понизила статус беллетристики до развлекательного чтива. Однако это не то, что принято называть бульварной литературой – низкокачественной, примитивно написанной с однотипными сюжетами. Беллетристика — это облегчённый вариант интеллектуальной прозы. В ней интеллекта значительно меньше, чем приключений.

Кстати, именно лёгкость и «незаумность» этой литературы придают слову «беллетристика» презрительный оттенок, когда говорят о серьёзной литературе, тем более научной. Слово «беллетристика», брошенное по отношению к диссертации, — это практически ругательство.

Беллетристика сегодня

На современном книжном рынке беллетристика составляет бо́льшую часть предлагаемой издателями продукции. Для этого направления художественной литературы характерен увлекательный, часто приключенческий сюжет, яркие герои и минимум философствования и идейности. Беллетристику отличает хороший, но легко читаемый стиль и, что не менее важно, «продаваемость». То есть современная беллетристика — это коммерческая литература. Популярность и «продаваемость» ей обеспечивает не только интересный сюжет и живые. близкие читателю герои, но и неплохое качество текста, незаштампованность и богатая фантазия авторов.

Художник Daniel Kevin Hemming. Эх... А ругать-то всё равно язык не поворачивается.
Художник Daniel Kevin Hemming. Эх... А ругать-то всё равно язык не поворачивается.

Интересно, что в последнее время появилась много нехудожественной литературы, которую тоже можно отнести к беллетристике. Читателей интересуют разные вещи: от истории цивилизации до правильной организации рабочего времени или здорового питания. Но, читая литературу на подобные темы, люди не хотят чрезмерно утруждать свой мозг и желают получать знания вместе с удовольствием. Я не считаю, что это плохо. Есть большая категория людей, которые не читают (и никогда не читали) слишком умных книжек, а популярный рассказ о сложных и важных вещах даст им возможность об этих вещах узнать.

Надо ли писать беллетристику?

Можно сколько угодно призывать людей читать сложные интеллектуальные книги и развивать мозг, пытаясь проникнуть в глубинные смыслы, заложенные автором, но количество любителей интеллектуальной прозы от этого не увеличится. Если не станет беллетристики, то свою потребность в развлекательном чтиве люди будут удовлетворять низкокачественной, неумело написанной бульварной литературой.

Я очень ценю хороших, талантливых авторов, пишущих беллетристику. Они хотя бы могут продемонстрировать читателям литературный стиль и грамотность, предложить образцы качественных художественных произведений с интересными живыми героями и оригинальным сюжетом. А то читателям, ищущим в литературе развлечение и отвлечение от житейских проблем, остаётся только поглощать продукцию фикрайтеров и других неумелых подражателей, строчащих штамповку на популярные темы. Этим авторам, кстати, без беллетристики даже сравнить свои тексты будет не с чем. Понятно, же что ни Л. Н. Толстой, ни Ф. М. Достоевский для такого сравнения не годятся – не те сюжеты, не тот стиль и не те проблемы. Да и смешно даже сравнивать очередной любовный роман о студентке и ректоре с «Анной Карениной».

И моя муза и хранительница библиотеки - киска Ириска.
И моя муза и хранительница библиотеки - киска Ириска.

Так что беллетристику писать нужно не только для читателей, но и для образца авторам, желающим писать на популярные темы. Хорошие беллетристы всегда ценились и читателями, и издателями. И к ним можно отнести многих писателей, в том числе и XIX века. Вся приключенческая и почти вся детективная литература (Ж. Верн, А.Дюма, М. Рид, Ф. Купер, К. Дойль и др.) — это беллетристика.

Вот в русской литературе XIX века беллетристику найти непросто. Слишком серьёзно относились к труду литератора наши писатели и читатели. Своих беллетристов в XIX веке у нас было немного, и их не слишком ценили, предпочитая переводить любовные и приключенческие романы зарубежных авторов.

Так что беллетристика — важная часть литературы, с удовольствием читаемая людьми с разными запросами. А хороший автор может писать не только беллетристику, но и серьёзную, философскую литературу. Правда, увы, чаще всего для себя и ограниченного круга любителей таких произведений. Потому что издатели предпочтение отдают беллетристике, как более популярной и востребованной.