Найти тему
Исследование Писания

ПОСЛАНИЕ ИАКОВА (ч.6): ПЛАН ПОСЛАНИЯ

Послание Иакова — не та книга, которая легко поддаётся подробному анализу. Часто можно услышать, что корректнее говорить не о её плане, а о списке поднятых в ней тем. Однако при более глубоком исследовании книги Иакова мы приходим к выводу о её большем продуманном единстве и связности, чем это может показаться на первый взгляд. Книга открывается размышлениями о том, какое место в жизни христиан занимают испытания. Эта тема проходит через подтемы о мудрости, бедности и богатстве, о связи испытаний и искушения злом. Заявления о том, что ответственность за искушения лежит на Боге, ведёт к отрицанию добрых даров Бога, особенно дара спасения через слово истины. Это подводит Иакова к рассуждению о силе слова спасти тех, кто принимают его, как следует. Однако Иаков настаивает, что решающим фактором является именно слово. Оно должно быть действующим как в том, что мы совершаем, так и в том, от чего воздерживаемся в нашей жизни, а также в наших добрых делах и нравственной чистоте. Затем, начиная с гл. 2, Иаков рассуждает о различных грехах и поступках, что в целом можно назвать развитием того, о чём говорилось раньше. Он говорит о вере и лицеприятии (2:1–13), вере и делах (2:14–26), неправедном использовании языка (3:1–18), о дружбе с миром и не хранении «себя неосквернённым от мира» (4:1–12). Всё это представляется нам связанным с темой, прозвучавшей в Иак. 1:19–27. Далее книга возобновляет тему гонений и испытаний христиан: 4:13—5:6 представляет собой апострофу или риторическое обращение к богатым гонителям христиан; 5:7–12 учит христиан праведному поведению во время преследований, призывая их к терпению и воздержанию от клятв. Оставшаяся часть книги продолжает тему поведения во время испытаний, особенно таких как болезни и грех. Сначала за общим призывом молиться за тех, кто в беде (5:13), следует наставление о больных для старейшин церкви (5:14, 15). В случае, если больной человек является грешником, дано наставление, как поступать с грехом (5:15, 16). Молитва представлена как решение проблемы, и сказано, что ей под силу всё преодолеть (5:17, 18). Наконец, учитывая опасность, которой подвергаются грешники, звучит призыв спасать уклоняющихся от истины (5:19, 20). Таким образом, не прибегая к изобретению несуществующих связок, можно увидеть общую подчинённость послания главной теме.

ПЛАН ПОСЛАНИЯ ИАКОВА

I. БОЖЬИ ДАРЫ, ПРОЯВЛЯЮЩИЕСЯ ВО ВРЕМЯ ИСПЫТАНИЙ, 1:1–18

А. Приветствие, 1:1
Б. Радость во время испытаний, 1:2–4
В. Мудрость во время испытаний, 1:5–8
Г. Испытание богатством и бедностью, 1:9–11
Д. Награда за долготерпение во время испытаний, 1:12
Е. Неправильное понимание искушений: они не от Бога, 1:13–16
Ё. Истинная природа Божьих даяний, 1:17, 18

II. ОТНОШЕНИЕ К СЛОВУ, РОЖДАЮЩЕМУ ЗАНОВО, 1:19–27

А. Слушать слово с кротостью, 1:19–21
Б. Быть исполнителями слова, а не только слушателями, 1:22–25
В. Применение: чистое и непорочное благочестие, 1:26, 27

III. ГРЕХ ЛИЦЕПРИЯТИЯ, 2:1–13

А. Лицеприятие в церковном собрании, 2:1–4
Б. Предостережения от Бога, 2:5–13

IV. ВЕРА И ДЕЛА, 2:14–26

V. ПРИЗЫВ К УЧИТЕЛЯМ, 3:1–18

А. Укрощение языка, 3:1–12
Б. Истинно мудрый учитель, 3:13–18

VI. ДРУЖБА С МИРОМ В ЦЕРКВИ, 4:1–12

А. Источник вражды и распрей, 4:1–10
Б. Осуждение братьев, 4:11, 12

VII. ПРЯМОЕ ОБРАЩЕНИЕ К НЕВЕРУЮЩИМ БОГАЧАМ, 4:13—5:6

А. Самонадеянные планы, 4:13–17
Б. Грех неправедно приобретённого богатства, 5:1–6

VIII. КОГДА С ВАМИ ПОСТУПАЮТ НЕСПРАВЕДЛИВО, 5:7–12

А. Призыв к долготерпению, 5:7–11
Б. Клясться запрещено, 5:12

IX. КОГДА ХРИСТИАНИН БОЛЕН И ГРЕШИТ, 5:13–20

А. Молитва и пение, 5:13
Б. Болезнь и действенность молитвы, 5:14–18
В. Исправление согрешивших братьев, 5:19, 20

#читатьбиблию #читаембиблиювместе #иаков #посланиеиакова #библия #новыйзавет #толкованиебиблии #изучениебиблии #библияонлайн #священноеписание