Найти тему
GotDev

Бирюзовые компании - миф или реальность?

За много лет эволюции люди объединялись в сообщества с самыми разными режимами управления. Некоторые из них остались в прошлом, а некоторые успешно используются в 21 веке. Выделяют 5 различных структур: Красная, Янтарная, Оранжевая, Зеленая и Бирюзовая. Принято считать, что последняя является совершенной моделью компании, однако она не более чем миф. Так ли это? Сейчас выясним.

Бирюзовыми называют организации, где нет привычной иерархии сотрудников, установки руководством целей и выполнения ежемесячных планов. Сотрудники таких компаний движимы идеями улучшения фирмы, самореализацией и в целом относятся к организации как к живому организму.

Бирюзовые компании основываются на 3 принципах-китах, это самоорганизация, цель и целостность.

1. Самоорганизация

Жесткие иерархии сменяются спокойным распределением обязанностей. Решения что, как и когда делать принимаются самостоятельно.

2. Целостность

Персонал функционирует как один большой мозг, сотрудники воспринимаются как полноценные личности, поэтому они могут спокойно выражать свои эмоции. Список обязанностей формируется под рабочих, а не наоборот.

3. Эволюционная цель

Глобальная цель компании определяется самой компанией, а не руководством отдельно. Эта цель развивается вместе с персоналом на протяжении всего времени, пока компания существует. Более того, работники движимы единой установкой “Деньги - ресурс, а не результат”.

Могло показаться, что все это звучит слишком идеально для того чтобы быть правдой. Однако в самом деле существует несколько компаний с подобной структурой. Ниже представлены примеры реальных бирюзовых организаций.

  • Семейная атмосфера в Patagonia

Patagonia - американская компания по производству снаряжения для альпинистов. Внутри главного офиса расположен развивающий центр для детей сотрудников, а также периодически можно увидеть работника, обедающего со своим ребенком на конференции.

  • Отсутствие начальства в Buurtzorg

В Агентство патронажных медсестер абсолютно нет руководства. Сотрудники компании сами решают сколько пациентов нужно обслужить и с какими клиниками заключать контракты.

В России также можно выделить несколько компаний, которые двигаются в “бирюзовом” направлении. Среди них: “ВкусВилл”, “Mindbox”, “Аскона” и другие.

С заботой к Вашему делу, GotDev