Попалась мне тут давеча картинка, которая в ироническом ключе рассказывала, какими мы знаем тех или иных исторических персонажей в массовой культуре. Чтобы не быть голословным, прикреплю её чуть ниже. И сижу я, значит, и думаю – а ведь правда, как бытие определяет сознание, так и массовая культура во многом определяет наше отношение к собственной истории. И вот сегодня мне хотелось бы поговорить с вами о роли личности в истории и отношении культуры к этим личностям.
Если вы хотите почитать другие материалы Позавчерашних новостей о кино и сериалах, добро пожаловать в статью-рубрикатор. Ещё я пишу о телевидении, старых компьютерных играх, а также имею коллекцию статей о "Звёздных войнах"
Вообще, надо сказать, что все мы – жертвы стереотипов. Многие вещи впитываются с молоком матери, и нам, например, сложно представить, что в качестве положительного персонажа выведут историческую личность со строго отрицательным имиджем среди людей. В Америке, например, если захотят показать отрицательным персонажем какого-нибудь богача, то образцом для его создания выберут Говарда Хьюза, такая вот у него там репутация. У нас, скорее всего, среди отрицательных персонажей окажется какой-нибудь Ежов, Ягода или тот же Берия.
Жизнь, конечно же, куда сложнее любого исторического романа и любой, даже самый закоренелый злодей, если копнуть глубже, окажется непростой личностью, которая, окажись в других жизненных обстоятельствах, могла бы прославиться чем-то иным. Стал ли бы Иван Грозный кровавым тираном, не умри его отец так рано и не окажись он на попечении родственников, которые преследовали свои корыстные интересы? Смог бы Николай II изменить историю, если бы больше прислушивался к умным людям, а не к жене и Распутину? Как бы пошла история, если бы брат Владимира Ленина не был казнен?
С другой стороны, в истории почти нет тех, кого можно назвать абсолютным злом. Взять того же Берию – да, по материалам суда над ним он предстает маньяком-извращенцем, но и суд тот был на удивление пристрастен, да и цель его была именно в том, чтобы очернить некогда всевластного наркома, которого боялась вся властная верхушка. Да, он причастен к волне послевоенных репрессий, от которых пострадало много невиновных, но с другой стороны – он же многое сделал для развития оборонной промышленности страны и то, что Сталин оставил СССР с ядерной бомбой – во многом заслуга Берии. Но, как водится, если у нас в произведении есть Берия, то он, как минимум, негодяй, а, как правило, чуть ли не дьявол во плоти.
Ещё раз повторю, что жизнь – это не художественное произведения, в котором есть добро и зло, всё намного сложнее и даже самый героичный герой в реальной жизни может быть пьяницей или косноязычным, или отшибленным на всю голову социопатом, но читателю или зрителю, восторгающемуся его подвигом, зачастую по барабану, каким был его герой в жизни, поскольку здесь и сейчас он видит его таким – в ореоле славы и с нимбом над головой, повергающего очередного Главного Гада, который в жизни мог быть просто мимокрокодилом, который Героическому Герою просто на ногу походя наступил и не извинился. Но, тем не менее, упрощение исторических личностей для простоты понимания, упрощает и их восприятие в массах. «А, кто, Берия? Ну да, был такой садюга, я в сериале видел» - такую фразу я достаточно часто слышу после того, как по ТВ покажут очередной сериал про 1940-е. Колчака после фильма с Безруковым тоже воспринимают как романтического героя, которого злые красные за что-то расстреляли, и совсем не вспоминают о том, что адмиралъ так-то был выдающимся полярником и ученым-океанографом, а также сыграл большую роль в восстановлении флота после Русско-Японской войны.
Да, мы жертвы стереотипов. Но как бы хотелось, чтобы хотя бы наша, российская история, не подвергалась таким прискорбным упрощениям! Очень хочется, чтобы и у нас восторжествовал китайский подход к оценке личности в истории. Если кто не знает, то китайцы считают, что их великий кормчий Мао Дзедун в своих действиях на 70 % был прав, а на 30 % - нет. А у нас пока (в том числе и в культуре) мечутся из крайности в крайность, занимаясь то самоедством, то бездумным восхвалением.
Надо срочно менять парадигму.