Найти тему
Сайт Авиационной Истории

Листая старые журналы – «Беспокойный человек», журнал «Гражданская авиация» №12 за 1984 год

В журнале «Гражданская авиация» №12 за 1984 год была опубликована статья И. Казанского «Беспокойный человек». Героем статьи стал начальник базы ЭРТОС Оренбургского объединенного авиационного отряда Владимир Ильич Зуев. Предоставим слово автору:

«Беспокойный человек»

Как-то незаметно, наполненный круговертью разнообразных дел, подошел к концу трудовой день. «Задержусь-ка я сегодня на минутку», – подумал Владимир Ильич Зуев. Очень он любит их, эти «минутки», порой растягивающиеся на полчаса, а то и на час. Любит, когда смолкают настойчиво трезвонящие телефоны, когда можно спокойно проанализировать события минувшего дня, наметить планы на следующий день.

Завтра предстояла заливка фундаментов под антенны курсового и глиссадного радиомаяков: в базе ЭРТОС Оренбургского авиапредприятия, которую возглавляет В.И. Зуев, приступили к монтажу новой системы посадки. Рука потянулась было к телефону – уточнить с начальников автобазы, сколько выделит на завтра самосвалов для перевозки бетона? Но спохватился: тот, наверное, уже дома…

Свет под дверью привлек внимание дежурного электромеханика. Заглянул в кабинет на огонек:

– Что же домой-то не спешите, Владимир Ильич? Хоккей сегодня по телевизору.

Зуев усмехнулся.

– Какой там хоккей, Юрий Александрович! Не успеем до холодов фундамент залить – будет в наши ворота штрафной удар. Вот о чем душа болит.

Собеседник покачал головой.

– Ох и беспокойный же вы человек! До всего вам надо дотянуться самолично.

Да уж, спокойным его назвать трудно. Хотя внешне он нетороплив, решения привык принимать не сгоряча, а подумав, посоветовавшись с людьми. Короче, нет в этом неспокойстве суетливости, скоропалительной поспешности. Суть у него другая: высокое чувство ответственности за порученное дело, стремление внедрить все новое, передовое, что позволит в конечном счете повысить безопасность и регулярность полетов.

Владимир Ильич Зуев
Владимир Ильич Зуев

Казалось бы, четко работает проверенная годами и обкатанная старая система посадки. Но Зуев выступил инициатором установки новейшей системы. Между тем известно, что любая, самая совершенная аппаратура должна еще приработаться, прежде чем войдет в безотказный ритм. А сколько хлопот с монтажом, подготовкой фундаментов.

А то еще: новая АТС. Одну из первых в Аэрофлоте установили у себя оренбуржцы. Считай монтаж и окончательная доводка аппаратуры шли параллельно. Не обошлось без отказов, появились недовольные. Были, чего греха таить, такого рода разговоры: что, мол, нам, больше всех надо? Пусть другие осваивают, а мы их опыт переймем. Но Зуев настоял на своем: технику будем обновлять. Ждать готовый опыт – отстанешь. Нельзя только сегодняшним днем жить, в будущее надо смотреть. Не на горами ведь освоение посадки при сниженных метеоминимумах. А что новое оборудование пока не приработалось, надо компенсировать повышенным к нему вниманием, усиленной подготовкой специалистов. Скидок на новизну не будет никому.

Не всем понравилась такая постановка вопроса. Но что делать, нельзя не признать: прав начальник базы. А своим энтузиазмом, примером он зажег коллектив. Работать рядом с ним вполсилы было бы просто стыдно.

Человек с беспокойным характером. Порой мы, не давая себе труда разобраться поглубже, готовы огульно списать все на своеобразие личности. А что, эта черта – достоинство или недостаток? С точки зрения тех, кто собственный покой провозглашает высшим появлением порядка, – бесспорно, недостаток. Но вот перед нами убедительный пример. И зримые результаты: база с честью носит звание образцовой. Задает тон в социалистическом соревновании среди служб. Отличается высоким качеством работы. А сам В.И. Зуев отмечен многими наградами (в том числе государственной). Удостоен звания «Заслуженный связист РСФСР».

Характер формируется с детства. Маленький золотой прииск, затерянный в сибирской тайге. Там жила семья Зуевых, Володя – двенадцатый в семье. А глава ее – кузнец. Для него дело было прежде всего. Отец с ранних лет приучал сыновей к труду, готовил помощников.

В домашнем архиве В.И. Зуева – много грамот и благодарностей, относящихся к различным периодам обучения: «За отличные успехи и активное участие в общественной жизни…», «За отличную сдачу экзаменов…», «За участие в техническом конкурсе…» В служебной характеристике младшего лейтенанта В.И. Зуева говорится, что он – знающий свое дело, сообразительный, способный специалист. Самостоятельно может вести сложный ремонт и настройку радиоаппаратуры… (Поясним: здесь, в армии, освоил Владимир Ильич радио, ставшее затем его профессией на всю жизнь). Пользуется деловым авторитетом среди солдат и у командования. За добросовестное отношение к выполнению своих обязанностей имеет ряд благодарностей.

Работу в гражданской авиации В.И. Зуев начинал в нелегких условиях Севера. С жаром принялся за организацию связи и радионавигации в аэропорту Охотска. В то время здесь не было надежного электропитания, оборудования. Видимо, с тех пор и укоренилась в нем прочная привычка не ждать, пока подадут готовенькое. Потом, правда, много позже, кое-кто его упрекнет: излишне, мол увлекается организацией, берет на себя функции снабженцев, строителей. Но В.И. Зуев считает иначе: серьезное дело в белых перчатках не делается.

В Охотск В.И. Зуев отправлял из краевого центра, бывало, по два Ли-2 в день, загруженные радиоаппаратурой. Целой эпопеей стала доставка по льду залива тяжеленого дизель-генератора. Потребовалось три гусеничных трактора и изрядная доля мужества, когда лед предательски затрещал и, казалось, готов был вот-вот треснуть. Но – обошлось. Страшно стало уже потом, когда опасность миновала. Зато была заложена основа основ – надежное электропитание. К тому же 8 Марта женщинам поселка был преподнесен, наверное, самый необычный подарок: в жилых домах вспыхнул электрический свет. Ради этого пришлось всем мужчинам изрядно потрудиться на субботниках. В мерзлом грунте сверили отверстия, закладывали туда взрывчатку и таким образом готовили ямы для столбов. В суровую зиму, при морозе и ветре! Но линия длиной три километра была готова к сроку.

Дело быстро налаживалось. Вот уже заработал радиоцентр, приводные станции, радиолокационные средства. Но так уж устроена жизнь – подошла пора прощаться с делом, которому было отдано столько сил. Его перевели работать в Оренбург.

Здесь, как и на старом месте, первым делом Зуев взялся за централизованное электропитание. Стройку вели своими силами. Прокладывали кабели, устанавливали современное оборудование. Повысилась надежность – улучшились и условия труда. Теперь на многих объектах стала действовать автоматика. Люди, увидев зримые результаты своей инициативы, почувствовали вкус к созидательной работе. Поэтому, когда подошло время перевода аэропорта на новое место, они уже настроились на активную деятельность. Хозяйственным способом ввели в строй радиолокационную систему ближней навигации, диспетчерские пульты круга и посадки, периферийные станции наведения. Да, практически, все объекты и агрегаты если не монтировали сам, то доводили «до ума» собственными силами.

Для обслуживания современной техники нужны знающие специалисты – это аксиома. Но еще они должны быть просто надежными людьми, которые не подведут, на которых можно положиться. Владимир Ильич считает, что такой надежный сплав квалификации и высоких моральных качеств лучше всего достигается, когда с местом работы человека связывает вся его предыдущая жизнь и планы на будущее. Короче, когда работник родился и вырос в этих местах и не собирается их менять. Хотя сам он как будто исключение из правила, но с другой стороны, считает, что корни пустил на Оренбуржье крепкие и глубокие. Да и дети тут прочно встали на ноги: сын работает бок о бок с отцом, сейчас возглавляет комсомольскую организацию авиапредприятия, дочь заканчивает медицинский институт. Так или иначе, но новых работников В.И. Зуев старается искать среди коренных оренбуржцев. Наверное, во всех школах города и области побывал он в последние годы. Немало мальчишек увлек романтикой своей работы. Целыми классами приходят на экскурсию в аэропорт Потом твердо решив посвятить жизнь радио в авиации, становятся они курсантами училищ. Все это время не упускает их из виду Владимир Ильич, встречается с родителями, переписывается с самими ребятами. Воспитанники Зуева, как правило, становятся надежными работниками, хорошо приживаются в коллективе. Как, скажем, братья-близнецы Искорневы, Вадим и Валерий.

А вообще-то народ на базе работает подолгу, многие – по двадцать и больше лет. Петр Назарович Бакутин, Александр Павлович Соловьев, Михаил Константинович Волков, Валентин Дмитриевич Харитонов – это гордость коллектива, его «гвардия». На их примере воспитывается молодежь.

Но процесс формирования молодого специалиста, конечно же, не кончается получением диплома. Сколько-то еще будет впереди и радостей, и огорчений. Хорошо, если рядом окажется старший товарищ, который поймет и поможет в трудную минуту. Потому Владимир Ильич Зуев, как бы ни засасывала повседневная текучка, всегда находит время быть в курсе дел каждого. Одного подбодрит, другого расспросит, третьему поможет. А помощь может потребоваться самая неожиданная: сельскому жителю не удалось приобрести сена на будущую зиму; паренек только-только женился – а уже пошли в семье какие-то нелады; возникли осложнения с жильем – мало ли чего случается в жизни! И никто не сомневается: если Владимир Ильич может помочь – поможет обязательно.

…Еще не успел смениться с ночного дежурства вчерашний собеседник В.И. Зуева, они столкнулись у входа на объект.

– Как, Владимир Ильич, вы уже снова здесь?

– Знаете, пришел проверить, как работают самосвалы. Времени ведь остается совсем мало.

Действительно – беспокойный человек!

© И. КАЗАНСКИЙ, специальный корреспондент «Гражданской авиации»

г. Оренбург

Источники:

1. И. Казанский – Беспокойный человек, журнал «Гражданская авиация» №12 за 1984 год