Девочки, ни чем иным как безумием, всё происходящее назвать невозможно. И отдельно хотелось бы обратить внимание на европейское медиаполитическое пространство. Потому что буквально каждый день мы узнаем что-то новенькое и интересненькое.
Вот лишь несколько последних новостей прямиком с европейского политического Олимпа:
1️⃣ Грету Тунберг спонсировал российский МИД (очень смешно)
2️⃣ Правительство в Болгарии отстранил российский посол (знали бы вы, девочки)
3️⃣ Германия собирается создать самую мощную армию в Европе (опять!?!)
4️⃣ Международный продовольственный кризис из-за отсутствия на рынке украинского зерна (меньше 2% мировой торговли)
5️⃣ О возврате ГТУ из Канады “Газпрому” будут договариваться на форуме G-7 (ради этого стоило собираться)
6️⃣ Чехи грозятся сжечь всё, что можно сжечь, включая мебель, чтоб отопить Европу зимой (дракарис)
Параллельно США очень переживают за землетрясение в Афганистане (и предлагают им подорожник), а снижение поставок газа по “Северному потоку” приравнивается немцами к объявлению войны (вот ето да!).
И это только за последние два дня, девочки. Што вообще происходит? Обобщение - худший враг трезвого анализа, но нельзя не заметить, что европейские медийные шарахания нам от чего-то напоминают последние годы СССР. Когда все по-настоящему объединяющие идеи закончились, осталась только инерционная механика процессов (в случае с ЕС постоянное и ничем не объяснимое расширение за рамками логики), но обязательно нужно было говорить хоть что-нибудь жизнеутверждающее.
При этом сохраняется необходимость нести затраты на поддержание уже ставшего привычным относительно высокого уровня жизни — поддержка инфраструктуры, большого бюрократического аппарата, выполнять гарантии по бюджетным трансфертам союзным республикам странам ЕС, финансировать лимитрофов и прокси, финансировать войну в конце-концов, но денег на всё это уже нет.
Нет по нескольким причинам: экономика разбалансирована (юг Европы в глубоких долгах и дефиците бюджета, покрывать их нечем), энергетика уже очень дорогая и взять ее уже неоткуда (в СССР было наоборот — нефть, стараниями американцев, стала очень дешевой и страна стремительно теряла доходы и доли рынка). Внутренний рынок такого высокого спроса для поддержания предложения не обеспечит (у населения элементарно становится меньше денег), экономика услуг не в состоянии заместить выпадающие налоги, огромная по европейским меркам инфляция, которую стараются остановить высокими ставками ЕЦБ и, скорее всего, печатанием денег по примеру ФРС США. Но и из этого калибра можно выстрелить только один раз. А такой выстрел уже произошел — в пандемию.
И всё это на фоне осыпающегося общественного пространства. Михаил Сергеевич Горбачев тоже, помнится, боролся за повышение производительности труда путем вырубания виноградников, и словесными интервенциями при помощи телепередачи “Прожектор перестройки”. К чему это привело — мы помним.
Так что медийный ресурс “во всем виноват Путин и русские, давайте их поскорее десталинизируем” имеет очень ограниченный период влияния на внутренние аудитории.