Внедрение любого решения — это проект. Управлять проектами гораздо сложнее, чем управлять процессами. Процесс — многократное повторение одних и тех же действий. Проект — индивидуальная история, реализация уникальной идеи.
При внедрении новых инструментов, подходов заказчики часто совершают ошибки, которые приводят к печальным результатам. И одна из них — отсутствие четкой цели.
Предположим, что существует компания А, которая делает бизнес на стройматериалах. Долгое время компания работала продуктивно: руководитель ставил перед сотрудниками задачи, а те их быстро выполняли. Но со временем штат разросся с 10 до 55 человек и начался хаос: отделы стали косячить, зашиваться в рутинных задачах.
И вот руководитель компании Иван Иваныч услышал от зама, что продается волшебная CRM «охрененно», которая быстро наводит порядок в компании.
Окрыленный Иван Иваныч полетел к интегратору, и их общение было таким:
– Внедрите мне CRM «охрененно».
– Какова цель, какие задачи хотите решить?
– Что за странный вопрос? Я просто хочу автоматизировать работу компании.
Иван Иваныч нарисовал у себя в голове некое будущее, в котором компания «будет жить и петь по-новому», а цели и задачи внедрения не определил. Что он получит? Решение, которое не будет закрывать проблемы компании или будет закрывать их частично.
Согласно легенде, римский император Карл Великий был неграмотным и использовал книги в качестве подушек, чтобы научиться читать. Сегодня некоторые компании поступают также: внедряют новое решение, надеясь, что все по волшебству заработает.
Но никакой волшебной и универсальной системы «охрененно» нет. Перед внедрением необходимо выяснить, нафига нужно это решение, понять главные проблемы бизнеса.
Некоторые интеграторы, к которым обращаются заказчики, также не погружаются в проблемы клиента. Они долго бьются вокруг ТЗ, вокруг цены. Потом ТЗ реализуют, а клиенту это не надо. И начинается: «Ой, нужен эджайл, потому что там заказчик и подрядчик работают вместе, потому что бизнес меняется, требования меняются!» Чуваки, а вы выяснили, что на самом деле клиенту нужно? Исследовали причины, почему у компании появился запрос на интеграцию? Нет!
Вот и получается беготня за мистической целью, достигать которую не нужно.
Вытаскивают из заказчиков клиентскую проблему те интеграторы, которые настроены на долгосрок, а не на работу в моменте. Такие подрядчики понимают, что если будет клиентское «мне не надо», то они потеряют заказчика.
Как меньшими усилиями достигать больших результатов в ИТ.
Процессы, персонал, мотивация и другие не технические особенности работы CIO/CTO на канале «Вроде работает, но надо тестить».