В Кривоарбатском переулке находится, пожалуй, самый необычный дом Москвы. Иначе, как объяснить тот факт, что это - единственное здание в России, включенное в список 150 уникальных домов мира.
Сегодня в нашей постоянной рубрике пойдет речь о доме-мастерской знаменитого архитектора Константина Мельникова.
С чего все начиналось
Будущий архитектор только постигал азы сложной науки, как у него в голове начала формироваться идея своего дома. Эскизы с проектом особняка датируются 1917-1920 годами. Формы строения менялись, неизменным оставалось его назначение – мастерская и жилой дом.
Революцию Мельников встретил с энтузиазмом. Молодой дипломированный специалист, да еще и выходец из крестьянской семьи пришелся по душе новым властям. На него посыпались заказы, он успешно участвовал в конкурсах и с легкостью одерживал там победы. Не удивительно, что, когда Константин Мельников обратился с просьбой о выделении участка для строительства мастерской, в которой он бы мог проживать со своей семьей, Моссовет выделил ему несколько соток в самом центре столицы. В 1929 году на этом месте был выстроен дом, ставший авангардистской архитектурной иконой. Его формы вызывали и вызывают самые яркие эмоции спустя почти век. Очень трогательно описал строение в свое время Андрей Вознесенкий:
«В Кривоарбатском переулке меня всегда волнует странный особняк под номером 10. Волшебная тяга присутствует в нем. Два туманных цилиндра полуутоплены друга в друга. Будто двое влюбленных стоят, обнявшись во дворе. Она обнимает его со спины, положив голову на его плечо. Они, оцепенело прижавшись, рассматривают прохожих».
Как жилось в улье
Окна-соты в количестве 57 штук не просто создали оригинальный орнамент, а стали визитной карточкой здания. Цилиндрические формы дом получил благодаря… проигрышу в конкурсе. Мельников не принял поражения и решил использовать идею с домом в виде цилиндров для своего личного проекта, чтобы доказать жизнеспособность детища.
Сотовая конструкция, послужившая основой для строения, не что иное, как личное изобретение архитектора. Мельников в принципе воплотил множество собственных оригинальных разработок при постройке дома-мастерской: это и кладка стен, и устройство деревянных перекрытий, и калориферная система отопления и вентиляции здания. При всей авангардности архитектурного проекта, получился настоящий дом-усадьба с задним двором и огородом, огромной мастерской, столовой, гостиной и спальней.
Непростая судьба дома
Мельниковы жили в этом доме сначала своей семьей, потом вместе с семьей сына Константина Степановича Виктора, который пошел по стопам отца и стал художником. Виктор Константинович после смерти отца в 1974 году уже отчетливо понимал, что в доме будет организован музей. Но должно было пройти еще много лет, чтобы его мечта осуществилась. Государственный музей Константина и Виктора Мельниковых был открыт в Москве в 2014 году.