Многие люди строят бизнес, для того чтобы наслаждаться жизнью, получать деньги и воплощать свои мечты. И мало кто думает о том, как этот бизнес будет закрыт — а это необходимая часть бизнес-стратегии. Вы с самого начала должны знать, как именно вы покинете этот бизнес и что с ним произойдет.
Автор: Михаил Люфанов — член Экспертного совета кафедры «Системные продажи» Академии социальных технологий, эксперт по продажам, бизнес-тренер, основатель SalesPortal.ru, CEO Salestream Consulting.
Вы можете продать бизнес — это одна из бизнес-стратегий. Можете разделить его с партнерами — это вторая. Важно относиться к бизнесу не как ребенку, а как к дереву.
Если вы относитесь к нему как к ребенку, вам будет больно с ним расставаться, а рано или поздно это может произойти — бизнес всегда подвержен разного рода рискам. Вы будете расстроены, напуганы, и это негативно повлияет на вашу жизнь.
Если же вы относитесь к бизнесу как к дереву, все куда проще: вы просто его поливаете, оно растет, но даже если когда-нибудь этот бизнес пропадет, ничего страшного — вы просто посадите новое дерево.
Имея заранее стратегию выхода, вы можете сразу предсказать, за сколько готовы продать свой бизнес. На Западе, к примеру, распространено серийное предпринимательство: люди строят бизнес, продают его и делают новый. Они создают успешную бизнес-модель, формируют каналы продаж, набирают команду и затем говорят: «Этот бизнес можно купить». В России механизмы продажи готового бизнеса не так развиты, но попробовать может каждый.
И вот совет номер один: напишите сразу цифру, за которую вы хотели бы продать свой бизнес, например, через 5 или 10 лет. Не пугайтесь, что вам придется продавать бизнес — возможно, вы никогда этого не сделаете. Но заранее знать цифры, понимать, что вы готовы продать бизнес, — это хорошее начало.
Если же вы не хотите его продавать, а планируете жить с ним до конца, чтобы затем передать по наследству, — это здорово, но это не бизнес-стратегия: построить огромный бизнес и передать его по наследству в России практически невозможно. Слишком много рисков и угроз. Поэтому готовьтесь развивать свой бизнес на протяжении 5 лет, на протяжении 10 лет — возможно, с ним и дальше все будет в порядке, но выход обязательно должен быть намечен с самого начала.
Идеально, когда вы строите бизнес не для того, чтобы зарабатывать деньги, а как некую систему, которая приносит вам деньги, даже когда вы вне ее. Это наилучший вариант — выстроить бизнес-модель таким образом, чтобы она функционировала без вашего участия. Вы можете оставаться в Совете директоров, контролировать стратегию и участвовать в принятии ключевых решений. Но если вы построите систему, которая работает без вас и приносит вам деньги, вы станете по-настоящему свободным человеком — это и есть лучшая бизнес-стратегия. Если у вас это получилось — мои поздравления! Вы можете заняться другим бизнесом, отдыхать в своем доме на Фиджи, заняться семьей и детьми.
Главное — помните о том, что выход из бизнеса должен быть намечен самого начала. Удачи!