В связи с санкциями против российской гражданской авиации и возможными рестрикциями в отношении Китая из-за Тайваня проект российско-китайского широкофюзеляжного самолёта CR929 будет пересмотрен и переформатирован только под российские и китайские комплектующие. Об этом 17 июня в кулуарах Петербургского международного экономического форума заявил глава Минпромторга России Денис Мантуров.
«Процесс по CR929 идёт. Но с учётом новых вводных, по тем ограничениям, которые есть сегодня в части кооперации, которая сложена была китайскими партнёрами с привлечением западных производителей, сейчас это невозможно, поэтому придётся потратить время на перестройку подходов с использованием только российских и китайских производителей», – сказал он. Министр пояснил, что переконфигурация поставщиков закончится в течение этого года.
В декабре 2017 года Совет директоров СП CRAIC одобрил результаты этапа проектирования Gate 2. Весной 2018 года начался этап эскизного проектирования – Gate 3. Были проработаны несколько концепций лайнера для оценки преимуществ и недостатков каждой из них, и выбрана наиболее приемлемая концепция лайнера. Летом ОАК и COMAC согласовали общий вид самолёта. Были достигнуты соглашения по основным геометрическим параметрам: размах и форма крыла, длина, размеры носовой и хвостовой части фюзеляжа, размеры и форма оперения, расположение двигателей, шасси и дверей.
Тогда же был выпущен RFP [Request For Proposal – запрос предложений] по всем системам самолёта. В апреле – начале мая 2019-го были получены на них технико-коммерческие предложения от тех поставщиков, кто хотел участвовать в проекте. Этап Gate 3 завершился в 2019 г.
На этапе Gate 4 по результатам выбора поставщиков выполнялась интеграция бортовых систем, были завершены все экспериментальные работы, связанные с выбором профиля крыла, параметров его механизации, работы по обоснованию выбора конструкционных материалов и связных с этим конструкторских решений. Этап Gate 4 планировалось пройти в 2020 г.
В ноябре 2018 года в ходе Международного авиасалона China Air в китайском Чжухае главный конструктор CR929 Максим Литвинов рассказал, что CRAIC в своей работе учитывает потенциальные риски от антироссийских санкций, поставщики из Европы и США сами стараются нивелировать политические аспекты, которые существуют между странами, а сама работа идёт достаточно конструктивно.
«Они сами ищут различные предложения, различные схемы. Мы, соответственно, со своей стороны предлагаем, как поступить в том или ином случае», – рассказал он.
31 января 2018 года COMAC сообщила о завершении производственных испытаний полномасштабных 15х6 метров композитных панелей фюзеляжа, а в конце декабря того же года корпорация изготовила и показала композитный прототип его передней части.
В 2020 году из-за пандемии коронавируса все мероприятия по CR929 были перенесены в режим видеоконференций, в том числе и советы директоров. А в конце сентября издание Asia Times сообщило, что проект остановлен, потому что нормальной работе российских и китайских инженеров мешают серьёзные разногласия.
Издание утверждало, что Россия не собирается передавать Поднебесной ключевые технологии и настаивает на использовании в качестве силовой установки перспективного двигателя ПД-35. В ноябре того же года Денис Мантуров и Министр промышленности и информатизации КНР Сяо Яцин подтвердили заинтересованность в дальнейшей совместной работе и готовность оперативно решать вопросы самолёту CR929.
Теперь о необходимости самостоятельно разрабатывать подавляющее большинство самолётных систем для ШФДМС CR929 осознали и «китайские товарищи».
Санкции сдвигают вправо создание этого самолёта на 2-3 года, но учитывая опыт разработки в России композитного крыла, текущей программы импортозамещения по МС-21 и SSJ-New, а также интенсивно продолжающиеся работы по двигателю ПД-35, проект CR929 будет реализован, потому что в перспективе востребованность машины такого класса хорошо просматривается не только в Китае, но и в России, даже несмотря на то, что с пандемией многие широкофюзеляжные самолёты были запаркованы.
Российско-китайский проект дальнемагистрального широкофюзеляжного самолёта, который должен конкурировать с лайнерами A330 и Boeing 777, стартовал в апреле 2014 года с меморандума о намерениях по созданию такой машины. Соглашение было подписано в 2016 году в рамках официального визита президента России Владимира Путина в Китай. Проект реализуют ПАО «Объединённая авиастроительная корпорация» и китайская COMAC через совместное предприятие CRAIC.