Найти тему
Школа «Летово»

Экспедиция в Царское Село – 2022: фоторепортаж

Мы продолжаем рассказывать вам о летних приключениях наших учеников. Сегодня речь пойдёт об экспедиции в Царское Село, которую уже во второй раз организовала кафедра социально-гуманитарных наук «Летово». В неё ребята отправились в начале июня и за неделю успели посетить Царское Село, Пушкин и Санкт-Петербург. Ключевым вопросом исследования этой экспедиции стала тема «Как эпоха первой половины XIX века изменила Царское Село?».

Ответ на этот вопрос ребята искали, работая в составе одной из пяти мастерских:

Город. В этой группе участники экспедиции изучали городское пространство Царского Села в первой половине XIX века. Для этого они знакомились с городскими планами разных эпох, указами о перестройке города, биографиями градостроителей и градоначальников. Ценная информация была получена во время посещения Историко-литературного музея г. Пушкина. Результатом их работы стало создание собственного плана Царского Села, на котором можно рассмотреть, как менялся город.

-2

Архитектура. В центре внимания этой группы был вопрос о том, как личности архитекторов могут влиять на облик Царского Села. Они изучали не только теорию – архитектурные стили и биографию архитекторов Адама Менеласа и Василия Стасова (в этом помогли ресурсы городской библиотеки г. Пушкина), но и на практике в ходе экскурсий знакомились с их творческим наследием – сооружениями, построенными в Царском Селе. Результатом деятельности этой мастерской стало создание игры «Выбери архитектора».

-3

Религия. В Царском Селе первой половины XIX века сложилось многоконфессиональное сообщество. Представители каждой из конфессий собирались вокруг «своих» храмов. Ученики «Летово» изучили историю четырех храмов Царского Села (православные Екатерининский собор и придворная Воскресенская церковь, лютеранская кирха Воскресения Христова и католический костёл Иоанна Крестителя) и сделали выводы о том, как происходило сосуществование религий в Царском Селе в то время. В результате появились «информационные карточки» об указанных соборах, которые в дальнейшем могут лечь в основу интерактивной карты.

-4

Литература. Ребята исследовали вопрос о том, как объекты Царского Села отразились в творчестве поэтов, бывавших здесь. Они изучили и проанализировали большой пул стихотворений о Царском Селе. Результатом работы мастерской стала презентация об образе Царского Села в поэзии, а также написанное стихотворение – впечатление о нём.

-5

Детали. Эта мастерская работала на стыке скульптуры, архитектуры, литературы и истории. Объектом исследования стали две статуи, установленные Николаем I на главном входе Александровского дворца в 1838 году: «Парень, играющий в бабки» и «Парень, играющий в свайку». Летовцы познакомились с историей их создания, сопоставили скульптуры с пушкинскими стихотворениями «На статую играющего в бабки» и «На статую играющего в свайку», а также проанализировали места и роли «парней» в архитектурно-парковом ансамбле Александровского дворца. Результаты проекта получились в виде творческой композиции: стилизованный под русский гекзаметр диалог двух статуй между собой, диалог «парней» и статуи дискобола в Екатерининском дворце, а также импровизированная речь Николая I.

-6

Мы ещё можем многое написать об этой экспедиции, но, согласитесь, лучше детей всё равно никто о ней не расскажет. Вот что пишет в своём эссе восьмиклассница Мария Аксёнова:

«Для меня Царское Село всегда было пустым звуком. Я не понимала, что это. Поэтому и поехала в эту экспедицию. Оказалось, что Царское Село – это невероятное собрание архитектуры, поэзии и истории. Всё это я заново открыла для себя в поездке. Экспедиция стала огромным исследованием себя. Я много анализировала, мечтала и смеялась. А с этого момента я впервые начинаю серьезно задумываться о творческой профессии – настолько Царское Село и люди вокруг влюбили меня в искусство».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Ученическое самоуправление. Что сделали дети за этот год?