Найти тему

1988. Фотоальбом "Сплав по Усьве. часть 1"

В удивительное время мы живем. Каждый свой шаг можем фиксировать на телефон, чтобы показать другим, где были и что видели. А ведь еще каких – то 40 лет назад, фото летопись была очень редким явлением, ибо фотографией занимались единицы людей. И оттого тем ценнее становятся фотографии, сделанные в то время.

Фотографии тех лет, порой не очень хорошего качества, но уже то, что они есть – большая удача. В сегодняшнем рассказе, фото предоставлено В.В. Бурдиной(Ширинкиной) - участницей сплава.

Сплавы по рекам, сегодня настолько обыденное занятие, поэтому разве, что ленивый хотя бы раз в жизни не стал их участником. И не важно, какая это река, где-то далеко или наш родной Очер. В нашем селе сегодня есть просто суперпрофессионал в этом деле – Людмила Федоровна Бородина. За последние годы она организовала такое количество сплавов, что уже и сама наверно затруднится их сосчитать.

Но все же первым первопроходцем в этом деле, наверное, принято считать Александра Васильевича Шаклеина, ведь именно он, в далеком 1988 году собрал команду отважных сплавщиков и отправился с ними по маршруту Острожка – Пермь - Ср. Усьва- сплав по р. Усьва - ст. Усьва – Пермь – Острожка.

Как проходил этот сплав, кто стал участниками мы сегодня и расскажем. Для тех, кто знал об этом событии, или сам был его участников, это станет добрым воспоминанием.)))

Узнать из "первых уст" историю этого сплава, нам поможет дневник, который велся участниками ежедневно. Да, да, когда- то было очень модно вести дневники. В них скрупулезно записывалось все, что происходило. Такой дневник бережно сохранился в фонде музея, который туда передал Александр Николаевич Попов, один из участников этого авантюрного, по тем временам занятия.

Итак, открываем маршрутную книжку за № 246/195 туристического спортивного похода. Кстати без нее, отправиться в путешествие было и нельзя.

-2

Первая страница нам говорит, что руководитель группы - Александр Васильевич Шаклеин и группа туристического клуба «Компас» в количестве 10 человек совершают свой первый поход с 20 мая 1988 по 4 июня 1988 года по маршруту, который был описан выше.

-3

Команда отважных:

Александр Васильевич Шаклеин - руководитель

Любовь Леонидовна Бородулина – мед. работник

Сергей Дмитриевич Бояршинов - ихтиолог

Александр Николаевич Попов - штурман

Александр Дмитриевич Мокрушин - костровой

Владимир Иванович Вяткин - нач. плав. средства. фотограф

Владимир Павлович Пичкалев - механик

Владимир Леонидович Бурдин - костровой

Вера Васильевна Ширинкина – член команды

Андрей Николаевич Королев – член команды

-4

Как видим, у каждого члена команды были свои обязанности.

В общей сложности на автобусе, по железной дороге и на плотах было преодолено 1127 км. Из них сам сплав – 175 км. Продуктов и снаряжения было 155 кг, на каждого мужчину приходилось по 13 кг, женщин – 7 кг.

Предварительно маршрут был проложен на карте.

-5

Вот все данные, которые удалось получить из маршрутной книжки. Далее начинаем знакомиться с дневниковыми записями, из которых и узнаем, как прошел этот сплав.

-6

19 мая

Семь часов вечера. Первое общее собрание. Пришли все, кроме Пичкалева В.П. и Мокрушина А.Д. Прослушали инструкцию, последний инструктаж. Сбор назначен на 20 мая в 5 часов утра. Командир группы Шаклеин А.В.

20 мая

Первыми прибыли, Пичкалев В.П. и Мокрушин А.Д. На шестичасовом пароме переправились через Каму. В туристический клуб «Компас» города Перми приехали в девять часов утра, расположились в подвале пятиэтажного дома с массивными решетками на окнах. Впереди длинный день ожидания, первый завтрак в кафе «Сказка». Кстати, не всем по вкусу пришелся. Перед завтраком в прокате получили ПСНы -10 и все необходимые вещи. Поиски двух чашек и ложек в хозяйственных магазинах областного города ничего не дали, это к сведению будущих туристов все необходимое берите с собой. Между завтраком и обедом культурный отдых, игра в карты на выдержку самых стойких ушей. Получили продукты, уложили рюкзаки. День солнечный и жаркий. Все устали, ужинали в пельменной некоторые по два захода. Вечером в девять часов поехали на вокзал Пермь -2. Вещи на такси, все остальное на троллейбусе. В электричке заняли почти половину вагона, тронулись в путь в 12 часов ночи.

-7

21 мая

Ночь провели в пути, перекусили, пытались уснуть, смотреть за вещами оставили Бурдина В. Л., как позже выяснилось, дежурный уснул, предварительно положив свой рюкзак себе под голову. На станцию «Комарихинская» прибыли в 3 часа ночи, пересели на другую электричку. После двухчасовой стоянки поехали до станции «Вижай». В комфортном вагоне мотовоза с мягкими удобными креслами, доехали до станции «Рассоха». И до конечной остановки «Средняя Усьва» прибыли на открытой платформе мотовоза. Свежий воздух, природа, очень много подснежников. В Средней Усьве купили хлеба, картошки. В бинокль смотрели на гору Ослянка, красота, на вершине снег. Последние 15 км, ехали на машине, остаток дня потратили на приготовление ужина, мытье полов, рыбалку. Нужно заметить, что первого и почти последнего хариуса поймал Александр Мокрушин.

22 мая

Проснулись в 6 часов утра. Умываемся в реке, вода холодная, на траве иней. Завтрак, обед и ужин готовят те, кто из десяти спичек вытянет две короткие. Устроили субботник, пилили дрова дружбой-2, кололи и уложили в поленницу, убрали территорию вокруг дома. Погода стоит отличная весь день солнце, наш ихтиолог Бояршинов С. Д., предварительно прочитав инструкцию о ловле рыбы, поймал еще одного хариуса. Удивительно, но местная рыба на наших импортных острожских червей почему-то не клюет. После обеда решили сходить на кордон. Это идти по тайге, по просеке около километра и по тропе к реке метров двести. В рубленном доме со всеми пристройками живет одинокий мужчина. О нем мы узнали от инструктора Романа Анатольевича, что интересно, этот человек уже восемь лет живет один вдали от поселка, дом стоит в лесу недалеко от реки. Держит пять коз с козлятами, три собаки. По реке переправляется на лодке, похожей на пирогу. отлично ей управляет, хотя река трудная, камни, буруны. На обратном пути, на дороге заметили свежие следы медведя. До дома дошли заметно быстрее, чем шли вперед. После ужина играли в мяч, ходили до моста по реке Большая Язь. Мост старый, ветхий. Перед сном уже по традиции играли в карты. День кончился. Ночь. Шум недалеко лежащей реки. Мы спим, набираемся сил на следующий день.

23 мая

Ответственный день, потому что он связан с практическими занятиями по технике сплава по горным рекам. Вчера Роман Анатольевич провел теоретическое занятие и вот сегодня нам предстоит применить эти знания на практике. Все чувствуют ответственность и поэтому собраны, и серьезны.

В 9 часов все тронулись в путь, вахтовый автобус довез нас до карьера. Большинство членов группы впервые увидели ПСН -10 на воде, поэтому грузились с большой осторожностью, так как конструкция плота казалась очень ненадежная. Тем не менее, сплав произошел почти благополучно. Половину пути 4 км кормовым был Роман Анатольевич, он объяснял, как проходить мели и валуны, как отбывать и приставать к берегу. Вторую половину пути кормовым был Шаклеин А.С. Река в месте прохождения не была очень бурной, и поэтому напряжение несколько спало, появился смех, улыбки и шутки над своей боязнью воды и сплава. Расстояние в 8 км прошли за пятьдесят минут, подошли к месту стоянки, пристали к берегу. В надежде получить горячий чай и второе все дружно подошли к нашему домику, но увы… оставленный вахтенный Вяткин свои обязанности не выполнил, проспал наше появление, доверие не оправдал, поэтому чай пришлось готовить самим. А через час на кордоне для нас была готова баня, сколько было восторга по поводу парной, даже наш больной Сергей Б. после бани почувствовал облегчение, помывка прошла на подъеме и с чувством юмора. Далее должна была следовать вторая половина дня, который наши юмористы назвали банно – пенным. Но, к сожалению, надо заметить, очень большому, наша мужская половина туристов испытала весьма большое разочарование, так как гонец посланный со спец. заданием в г. Качканар, вернулся крайне разочарованным и почти с пустым рюкзаком. Зато женщинам привез конфеты… Пичкалев В.П. произнес фразу, которая послужила развязкой напряженности: «Ну и ххххорошо!» День закончился общим походом к малой речке.

-8

24 мая

Наступил самый решительный день, мы идем первый отрезок пути, равным 20 км. Погрузка вещей в ПСН произошла благополучно и в 14 -00 оба ПСН отчалили от уже полюбившегося нами домика. Начался наш самостоятельный сплав по реке Усьва. Первые 3 часа все шло благополучно, но в 2 часа второе судно получило пробоину и оба судна причалили к берегу. Надо отметить, что аварию быстро и оперативно удалось устранить благодаря действия механика Владимира Павловича Пичкалева. В 5 часов вечера остановились на ночевку и запланированную днёвку. Место первой стоянки назвали Каменный кедр. А причиной тому - могучий кедр на противоположной стороне реки, растущий на высокой горе, которая похожа на корни его. Несмотря на усталость наиболее веселые и одержимые переправились на ПСН на другой берег и были засняты на самой горе нашим оператором Вяткиным Владимиром Ивановичем.

Вечером на ужин была приготовлена грибовница из грибов с очень оригинальным названием сморчки. Несмотря на название грибочки были вполне съедобными и грибовница была съедена вся. Ночь прошла спокойно.

Продолжение следует....

Чтобы его не пропустить, подписывайтесь на канал и будете в курсе всех публикующихся материалов, касающихся истории села.

#острожка #сплав #усьва