Найти в Дзене
ГОРОД МОТОРОВ

Советский ракетный комплекс 9К714 «Ока», существовавший всего несколько лет

Оглавление

Сегодня продолжим постепенный осмотр экспонатов питерского «Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи».

Напомню, что в прошлой статье я рассказал вам про ракетный комплекс 9К76 «Темп-С»:

А сейчас мы поговорим про еще один советский оперативно-тактический ракетный комплекс, известный как 9К714 «Ока».

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Комплекс был разработан в Коломенском КБ Машиностроения в 1970-х годах и готовился на смену комплексу 9К72 «Эльбрус».

Первые пуски «Оки» произвели в 1976 году (по другим данным, в 1978 году), но на вооружение он попал лишь в 1983 году.

В состав комплекса входили:

  • ракета 9М714;
  • пусковая установка 9П71 (именно эту машину вы видите на фотографиях);
  • транспортно-заряжающая машина ТЗМ 9Т230;
  • транспортная машина 9Т240;
  • контрольно-проверочная машина 9В69;
  • вспомогательное оборудование.
Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Ракета 9К714

Твердотопливная ракета 9К714 была выполнена по одноступенчатой схеме и оснащалась отделяемой головной частью.

В ней использовалась инерциальная система управления: этот метод основан на свойствах инерции тел, один из самых простых в реализации методов управления.

У ракеты могли быть различные боевые части, в том числе и ядерная боеголовка мощностью в 10-50 килотонн.

При этом для замены головной части на стартовой позиции занимала не более 15 минут.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Четыре решётчатые пластины в задней части — это подруливающие устройства, благодаря которым осуществлялось управление ракетой в полёте.

Кстати, в конце активного участка траектории скорость ракеты достигала 4 махов, а наивысшая точка баллистической траектории находилась на высоте 120 километров.

Также ракету оснастили комплексом преодоления средств противоракетной обороны. В первую очередь, она должна была обходить американский зенитно-ракетный комплекс Patriot.

И, действительно, использование ракет 9М714 сделало ЗРК Patriot практически бесполезным.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Пусковая установка 9П71

Давайте теперь перейдём к пусковой установки, которая носит индекс 9П71.

Пусковая установка 9П71, как и транспортно-заряжающая машина 9Т230, выполнены на четырёхосном полноприводном плавающем шасси БАЗ-6944.

Интересно, что использование в комплексе «Ока» стало единственным применением этого шасси.

БАЗ-6944 изготавливался Брянским автомобильным заводом, а пусковую установку делал Петропавловский завод тяжёлого машиностроения им. Ленина из Казахстана.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

В передней части шасси БАЗ-6944 располагалась кабина управления, за ней размещался моторный отсек, а всю заднюю часть занимало грузовое отделение.

В качестве силового агрегата использовался V-образный дизель УТД-25 мощностью 400 лошадиных сил.

Передача крутящего момента от двигателя осуществлялась посредством трансмиссии, состоявшей из пятиступенчатой гидромеханической коробки передач, двухступенчатой раздаточной коробки с межбортовым дифференциалом, карданных передач, бортовых передач и колёсных редукторов.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

В задней части шасси находились не только упоры, выдвигаемые при стрельбе, но и два водомётных движителя, благодаря которому БАЗ-6944 мог вполне успешно передвигаться по воде.

При этом всё стартовое оборудование находилось внутри машины, но расположение ракеты на СПУ было открытым, без транспортно-пускового контейнера.

Время подготовки к пуску составляло всего 5 минут, а установка обслуживалась расчётом, состоящим всего из трёх человек.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Подъём ракеты в вертикальное положение занимал всего 20 секунд (это быстрее, чем складывается крыша у многих кабриолетов).

Прицеливание осуществлялось при горизонтальном положении ракеты и положении шасси с максимальным отклонением в 90 градусов от плоскости стрельбы.

Перевозка ракеты осуществлялась с помощью транспортной машины 9Т240 в специальном контейнере 9Я249 отдельно от боевой части. Для перевозки боевой части использовался контейнер 9Я251.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Судьба комплекса

Военная служба уникального комплекса «Ока», который по использованным техническим решениям и характеристикам просто не имел аналогов в мире, была очень недолгой.

В декабре 1987 года Горбачёв и Рейган подписали Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД).

И хотя официально комплекс «Ока» не попадал под действие этого договора (так как имел дальность пуска менее 400 километров), советское правительство решило уничтожить большую часть составляющих комплекса.

В итоге в 1989 году было уничтожено более 200 ракет и 102 пусковые установки.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов

Также в 1987 году прекратили работы над усовершенствованным комплексом «Ока-У», который отличался существенно более высокой точностью.

И всё же часть ракет оставалась у европейских операторов вплоть до начала 2000-х годов.

Последней уничтожила 24 ракеты и 8 пусковых установок Болгария только в 2003 году.

Фото автора. Город Моторов
Фото автора. Город Моторов