Найти тему
Читающим между слов...

Дуальная концепция Айки и Киай.

Среди бесконечного океана дуальных пар в нашей реальности обрели свою гавань в мире боевых искусств два подхода к достижению одной цели.

Понятие Айки (яп. 合気) записывается теми же двумя иероглифами, что и слово Киай(яп. 気合), только в обратном порядке. И хотя оно буквально может быть переведено как «слияние духа», не делайте ошибки, ставя между айки и киай знак равенства – это два полюса или две противоположности.

  • Киай — это то, что генерируется внутри вас. Вы можете вызвать в себе состояние киай даже когда вы одни.
  • Айки — это доставка вашего киай на противника. Айки - это слияние с атакой противника, способность растворить её поток в своём водовороте гармонии.
  • Киай — это твёрдость утёса о который разбиваются волны прибоя, не причиняя камню урон.
  • Айки — это умение тянуть, когда вас толкают, и толкать, когда вас тянут. Это идея мудрого спокойствия и мгновенного заполнения свободного объёма, умения гармонизировать ваши движения, с ки вашего противника.

Киай — это навык сконцентрировать максимальное усилие, в то время как Айки — навык встраиваться в атаку оппонента.

Когда ваша ки настолько сильна, что её можно классифицировать как киай, она оказывает влияние на вашего соперника. Поскольку он ощущает вашу огромную духовную силу. В результате его желание атаковать слабеет.

Наверно, самое лучшее определение айки дал Такэда Сокаку, который говорил:
-2
«Айки—это искусство побеждать противника взглядом».

Взращивание айки в практически применимый навык – это процесс медленный и постепенный. Оно было выделено мастерами фехтования, но метод искусства — не самый быстрый способ познать его. Гораздо эффективнее и быстрее этой цели добивается система дзюдзюцу, особенно рю, возникшее на основе дайто-рю. Причина этого в том, что во многих других боевых стилях, таких, как каратэ, вы можете заменить техническое мастерство силой или скоростью и все равно победить. Однако в системах, таких, как дайто-рю айкидзюдзюцу, вы практикуете медленно и мягко против сильного сопротивления.

Поскольку вам не разрешают использовать скорость или силу, ваше айки вынуждено использоваться чаще, а следовательно развиваться.
  1. Первый шаг в развитии айки заключается в том, что вы изучаете новую технику, а затем отрабатываете её с партнером до тех пор, пока не сможете выполнить правильно.
  2. Вторым шагом становится то, что вы выбираете другого, более сильного партнера и продолжаете работать до тех пор, пока не будете уверены в том, что сможете выполнить эту технику против любого.
  3. Третий шаг возвращает вас к первоначальному партнеру. Теперь, когда вы практикуете, он постепенно увеличивает свое сопротивление, позволяя вам завершать выполнение техники. После того как вы сможете выполнить эту технику против его максимального сопротивления, вы приступаете к отработке ее с другими партнерами.
  4. Однажды придет время, когда у вас не будет и тени сомнения в том, что вы можете успешно использовать эту технику против любого противника, независимо от того, насколько сильно он сопротивляется.
  5. При достижении этого уровня, вы естественным образом начнете уменьшать усилия, прикладываемые для выполнения техники. Именно здесь и начнет развиваться ваше айки. Ваш противник будет чувствовать, что вы просто играете с ним, что вы уверены, что победите, и не считаете его сколько-нибудь серьезной угрозой. Это заставит его испытать своего рода безысходность. У него возникнет сомнение, зачем вообще нужно пытаться, если у него нет ни малейшего шанса на успех. Это его состояние в свою очередь сделает победу еще более легкой, и поэтому вам потребуется еще меньше усилий. Айки можно развить до такой степени, что вам будет достаточно лишь взглянуть на врага, и он сдастся.

Итак, аура, вибрация, которую вы транслируете и которая является выражением вашей уверенности в себе, — это киай. Воздействие, оказываемое этой аурой на врага, — это айки. Вы чувствуете киай, а он чувствует айки.

Если вы полагаете, что это звучит слишком эзотерично, и не можете представить себе, как можно победить в сражении при помощи айки, то вспомните, что родители каждый день используют его против своих детей(авторитет). Это тот же самый метод. Единственная разница в степени.

Говорят, что великий феодальный полководец Минамото Ёсииэ развил это искусство до абсолютного состояния. Есииэ был величайшим воином в истории Японии, еще он был известен под именем Хатиман Таро, «младший сын бога войны». Легенда гласит о том, что ему стоило только приказать седлать лошадь и целые армии сразу же сдавались.
Говорят, что великий феодальный полководец Минамото Ёсииэ развил это искусство до абсолютного состояния. Есииэ был величайшим воином в истории Японии, еще он был известен под именем Хатиман Таро, «младший сын бога войны». Легенда гласит о том, что ему стоило только приказать седлать лошадь и целые армии сразу же сдавались.

Первое упоминание об айки появилось в древних свитках японских школ фехтования. Айки существует столько, сколько и сама жизнь; но только в додзё, в которых преподаются старые традиционные рю, можно найти формализованный (завуалированный) метод его развития.

В таких додзё к боевой технике относятся только как к инструменту развития айки. В более современных школах техники важны сами по себе,

  • либо для самозащиты,
  • либо для соревнований,

и первоначальная цель теряется. Это не значит, что в современных школах вы никогда не увидите айки. Это значит, что в современной школе оно — случайный побочный продукт, а не основная цель тренировки. Это также не значит, что современные школы не правы в своем подходе. Айки требует десятилетий практики, а это многим не по вкусу. Для большинства учеников быстрый результат куда более ценен, чем достижение чего-то неуловимого в далеком будущем.

Айки — это общий фактор всех традиционных японских воинских искусств, и его не стоит связывать только с современной школой айкидо. И хотя айкидо имеет историческую связь с учением об айки, оно настолько ослабело (как теория, так и практика), что стало слишком мало похоже на истинное айкидо, представляющее собой набор физических упражнений, развивающих айки. То, что преподается в большинстве школ айкидо сегодня, — очень мягкая форма дзюдзюцу, основанная на смягченных техниках дайто-рю.

«айкидо на 99 процентов состоит из ударов».
«айкидо на 99 процентов состоит из ударов».

Причина такого положения дел в том, что большинство людей помнит Уэсибу мягким стариком, каким он был в восемьдесят, а не тигром, каким он был в пятьдесят. Они забывают его заявление о том, что «айкидо на 99 процентов состоит из ударов». Уэсиба прекрасно понимал айки, но, к сожалению, недостаток образования очень сильно ограничил его способность передать это знание своим последователям.

Айки— это конечное состояние любого воинского искусства. Это не шоу - вы не напугаете своего врага ни своими действиями, ни своим видом. Это отсутствие шоу — вы ничего не делаете, потому что ваш противник недостаточно значителен для того, чтобы вы что-то делали. Вашего существования вполне достаточно, чтобы победить его.