Среди бесконечного океана дуальных пар в нашей реальности обрели свою гавань в мире боевых искусств два подхода к достижению одной цели.
Понятие Айки (яп. 合気) записывается теми же двумя иероглифами, что и слово Киай(яп. 気合), только в обратном порядке. И хотя оно буквально может быть переведено как «слияние духа», не делайте ошибки, ставя между айки и киай знак равенства – это два полюса или две противоположности.
- Киай — это то, что генерируется внутри вас. Вы можете вызвать в себе состояние киай даже когда вы одни.
- Айки — это доставка вашего киай на противника. Айки - это слияние с атакой противника, способность растворить её поток в своём водовороте гармонии.
- Киай — это твёрдость утёса о который разбиваются волны прибоя, не причиняя камню урон.
- Айки — это умение тянуть, когда вас толкают, и толкать, когда вас тянут. Это идея мудрого спокойствия и мгновенного заполнения свободного объёма, умения гармонизировать ваши движения, с ки вашего противника.
Киай — это навык сконцентрировать максимальное усилие, в то время как Айки — навык встраиваться в атаку оппонента.
Когда ваша ки настолько сильна, что её можно классифицировать как киай, она оказывает влияние на вашего соперника. Поскольку он ощущает вашу огромную духовную силу. В результате его желание атаковать слабеет.
Наверно, самое лучшее определение айки дал Такэда Сокаку, который говорил:
«Айки—это искусство побеждать противника взглядом».
Взращивание айки в практически применимый навык – это процесс медленный и постепенный. Оно было выделено мастерами фехтования, но метод искусства — не самый быстрый способ познать его. Гораздо эффективнее и быстрее этой цели добивается система дзюдзюцу, особенно рю, возникшее на основе дайто-рю. Причина этого в том, что во многих других боевых стилях, таких, как каратэ, вы можете заменить техническое мастерство силой или скоростью и все равно победить. Однако в системах, таких, как дайто-рю айкидзюдзюцу, вы практикуете медленно и мягко против сильного сопротивления.
Поскольку вам не разрешают использовать скорость или силу, ваше айки вынуждено использоваться чаще, а следовательно развиваться.
- Первый шаг в развитии айки заключается в том, что вы изучаете новую технику, а затем отрабатываете её с партнером до тех пор, пока не сможете выполнить правильно.
- Вторым шагом становится то, что вы выбираете другого, более сильного партнера и продолжаете работать до тех пор, пока не будете уверены в том, что сможете выполнить эту технику против любого.
- Третий шаг возвращает вас к первоначальному партнеру. Теперь, когда вы практикуете, он постепенно увеличивает свое сопротивление, позволяя вам завершать выполнение техники. После того как вы сможете выполнить эту технику против его максимального сопротивления, вы приступаете к отработке ее с другими партнерами.
- Однажды придет время, когда у вас не будет и тени сомнения в том, что вы можете успешно использовать эту технику против любого противника, независимо от того, насколько сильно он сопротивляется.
- При достижении этого уровня, вы естественным образом начнете уменьшать усилия, прикладываемые для выполнения техники. Именно здесь и начнет развиваться ваше айки. Ваш противник будет чувствовать, что вы просто играете с ним, что вы уверены, что победите, и не считаете его сколько-нибудь серьезной угрозой. Это заставит его испытать своего рода безысходность. У него возникнет сомнение, зачем вообще нужно пытаться, если у него нет ни малейшего шанса на успех. Это его состояние в свою очередь сделает победу еще более легкой, и поэтому вам потребуется еще меньше усилий. Айки можно развить до такой степени, что вам будет достаточно лишь взглянуть на врага, и он сдастся.
Итак, аура, вибрация, которую вы транслируете и которая является выражением вашей уверенности в себе, — это киай. Воздействие, оказываемое этой аурой на врага, — это айки. Вы чувствуете киай, а он чувствует айки.
Если вы полагаете, что это звучит слишком эзотерично, и не можете представить себе, как можно победить в сражении при помощи айки, то вспомните, что родители каждый день используют его против своих детей(авторитет). Это тот же самый метод. Единственная разница в степени.
Первое упоминание об айки появилось в древних свитках японских школ фехтования. Айки существует столько, сколько и сама жизнь; но только в додзё, в которых преподаются старые традиционные рю, можно найти формализованный (завуалированный) метод его развития.
В таких додзё к боевой технике относятся только как к инструменту развития айки. В более современных школах техники важны сами по себе,
- либо для самозащиты,
- либо для соревнований,
и первоначальная цель теряется. Это не значит, что в современных школах вы никогда не увидите айки. Это значит, что в современной школе оно — случайный побочный продукт, а не основная цель тренировки. Это также не значит, что современные школы не правы в своем подходе. Айки требует десятилетий практики, а это многим не по вкусу. Для большинства учеников быстрый результат куда более ценен, чем достижение чего-то неуловимого в далеком будущем.
Айки — это общий фактор всех традиционных японских воинских искусств, и его не стоит связывать только с современной школой айкидо. И хотя айкидо имеет историческую связь с учением об айки, оно настолько ослабело (как теория, так и практика), что стало слишком мало похоже на истинное айкидо, представляющее собой набор физических упражнений, развивающих айки. То, что преподается в большинстве школ айкидо сегодня, — очень мягкая форма дзюдзюцу, основанная на смягченных техниках дайто-рю.
Причина такого положения дел в том, что большинство людей помнит Уэсибу мягким стариком, каким он был в восемьдесят, а не тигром, каким он был в пятьдесят. Они забывают его заявление о том, что «айкидо на 99 процентов состоит из ударов». Уэсиба прекрасно понимал айки, но, к сожалению, недостаток образования очень сильно ограничил его способность передать это знание своим последователям.
Айки— это конечное состояние любого воинского искусства. Это не шоу - вы не напугаете своего врага ни своими действиями, ни своим видом. Это отсутствие шоу — вы ничего не делаете, потому что ваш противник недостаточно значителен для того, чтобы вы что-то делали. Вашего существования вполне достаточно, чтобы победить его.