Найти тему

Как решить задачу, которая превышает ваш текущий уровень

Оглавление

В большинстве случаев ученик не может решить задачу не потому, что не знает какие-либо теоретические факты, а потому, что не может увидеть, какие известные факты нужно применить и в какой комбинации. Иначе бы всё, кто прослушал теоретический материал, сразу бы решали все задачи. Здесь рассмотрим именно это большинство задач (которые не решаются не из-за недостатка теоретических знаний).

Задача является сложной для ученика в данный момент времени, если для её решения нужно отклониться от привычного маршрута решения более, чем может сделать ученик с текущим уровнем подготовки.

По мере прогресса ученика те задачи, которые были для него когда-то сложными, становятся простыми. Так как он он по мере роста уровня подготовки имеет возможность строить всё более и более отклоняющиеся от стандартного решения. Т.е приобретает способность по новому комбинировать всё те же известные факты.

Если прочесть вопрос сразу

Если прочесть вопрос к задаче сразу, то мозг против воли ученика будет пытаться найти как можно более прямое решение, так как он будет знать, что искать. И если задача сложная, а значит, маршрут её решения отклоняется более, чем позволяет отклониться текущий уровень ученика, то решение найдено не будет.

Не читайте вопрос задачи

Если прочесть условие задачи, а вопрос не прочесть, то ученику будет намного проще заставить мозг искать всё, что в принципе можно найти. В таком режиме можно будет найти очень много разных промежуточных вещей, которые мозг не позволил бы найти, зная, что искать, из-за недопустимости слишком большого отклонения от прямолинейного решения.

Когда, всё ещё не зная, что нужно было найти в задаче, ученик уже нашёл большое количество различных промежуточных величин, отметив для себя все найденные закономерности, он может читать вопрос задачи. Задача резко упростилась. Теперь у мозга для поиска прямолинейного решения намного больше данных, даже тех, до которых он никогда бы не добрался, если бы сразу прочитал вопрос.

В некоторых задачах вопрос стоит в самом начале. В этом случае нужно пытаться настроить себя на "я ищу все, что могу найти". Т.е. пытаться забыть вопрос.

Читайте условие по частям

Прочтите первое предложение или часть предложения из условия. Подумайте, что вы могли бы найти, зная то, что содержится в прочитанном. Прочитайте ещё немного. Опять подумайте, что вы теперь можете найти. Такой подход позволит посмотреть шире в более простых ситуациях.

Где это работает

Особенно хорошо это работает геометрии. Но также это здорово помогает там, где до последнего момента непонятно, что спрашивается, например, в текстовых задачах.

Помимо всего, такой подход - это отличный способ поднять свой уровень подготовки.

#математика #егэ