Статья из серии "байки бывшей жены алкоголика". На днях произошло грустное событие: мой знакомый, решивший встать на путь трезвости, сорвался почти сразу после окончания действия подшивки. Все время, пока он ходил подшитым, мы много переписывались, и у меня почти с самого начала было ощущение, что все закончится срывом. Почему? Попробую сформулировать свои наблюдения за теми, кто на моих глазах боролся с зависимостью тем или иным способом .
Выборка у меня довольно скромная: два успешных примера, два провальных и один случай завязывания с алкоголем и легкими наркотиками без методов принуждения вообще. Но определенная закономерность маячит, и мне хотелось бы ее изложить. Для этого я по очереди расскажу все пять историй, а потом сделаю выводы.
История первая: из пропасти к звездам
Эта история - моя любимая. Потому что ее герой прошел поистине титанический путь от маргинала до не просто трезвого, а очень даже успешного человека. Забегая вперед, скажу, что оба моих знакомых, которым удалось бросить пить при помощи подшивки и не запить после ее окончания, четко представляли себе, для чего они это делают.
Первый к моменту процедуры опустился на такое дно, что дальше оставалось только валяние у помойки: потерял семью, работу, начал терять человеческий облик. Он - пусть будет Д. - был запойным алкоголиком: т.е. мог не пить неделями, а потом на недели же уходил в запой самого отвратного характера - с "купеческими" кутежами, "институтками и кордебалетом".
Д. пытался бросать ради жены и детей, ради поиска работы,
после бесед со священником - но держался недолго и в буйстве превращался в монстра, вплоть до рукоприкладства в адрес супруги.
Когда же Д. решил подшиться и что его побудило к этому?
Я хорошо помню этот момент и помню, как он мне рассказывал позднее о своих мыслях. Он решил завязать ради мечты: у него была творческая мечта, которую все никак не удавалось реализовать, он ходил со своим проектом по инстанциям, искал спонсоров или просто заинтересованных людей. Отовсюду его слали (в том числе и по причине неблагополучного внешнего вида) - и он снова и снова заливал горе, сетуя на черствость человеческую. В тот период он жаловался мне: "Эх, найти бы понимающего человека..." Я кивала, вздыхала и понимала, что если такой человек и найдется, то Д. корее всего упустит свой шанс: например, просто забухает накануне важной встречи или пропьет выданные на проект деньги...
И вот однажды случилось сразу несколько событий:
- Д. в очередной раз потерял работу;
- был послан со своими мечтами;
- от него ушла жена, забрала детей и уехала в другой город.
В этот момент, если верить его словам, он понял, что дальше так нельзя и единственное, что у него осталось - это рожденный в муках творческий проект, с которым он мыкается всю сознательную жизнь. Не знаю, что это было за просветление в голове после дикого запоя, но Д. осознал, что нахрапом мечту взять не выйдет, придется завернуть ее в приличную обертку - т.е. прозаично встать на ноги, чтоб хотя бы прилично выглядеть, предлагая кому-то свой проект. А для этого нужна обычная работа, приносящая пусть скромные, но стабильные деньги (до этого он пытался искать творческую работу, максимально близкую к мечте). А чтобы зарабатывать деньги, нужно быть трезвым. Поэтому на последние деньги он сделал следующее:
- переехал в Питер (до этого жил в крошечном городке);
- снял комнату;
- подшился на год.
Уехав из родного города, Д. полностью оборвал контакты с друзьями-собутыльниками, в родной город стал наведываться максимум на день, пообщаться с родителями и только. Т.е. вырвался из среды, в которой привык употреблять.
Д. быстро нашел совершенно нетворческую и непрестижную, почти физическую работу, от которой раньше отказывался, надеясь трудиться по зову сердца. Однако неплохая зарплата позволяла ему снимать комнату, поправить гардероб, питаться и ездить на общественном транспорте. А еще - откладывать немного денег и даже что-то посылать бывшей жене.
Самое главное - пребывая в таком вот социальном вакууме "дом-работа-дом", он полностью сосредоточился на своем проекте.
Доводил его до ума, лакировал, продумывал мельчайшие детали первоначальной, еще сырой идеи. Когда я его навестила однажды вечером, то была поражена переменами: да, жил Д. в ужасно старой и грязной от времени комнатушке и питался если не "дошираками", то близко к тому. Но эта комнатушка находилась в историческом центре города и была от пола до потолка забита книгами, которые Д. привез с собой или купил уже здесь.
Время, которое раньше он мог потратить на выпивку с друзьями, он тратил либо на работу и чтение, либо на прогулки по историческим районам Питера. Вскоре Д. узнал об одной вакансии с зарплатой побольше - у него как раз было подходящее образование.
К этому моменту у него закончилось действие подшивки - и ничего не произошло, желания выпить не было, компании для этого тоже. В жизни Д. не осталось места алкоголю.
Он устроился на новую работу - помимо зарплаты получше, тут был важный момент - это была работа с людьми.
У Д. сформировался новый, очень широкий круг общения, в котором его не знали как алкоголика и в котором алкоголизм не был нормой.
Через год он уже имел хорошую репутацию, кто-то из клиентов стал обращаться к нему в частном порядке, рекомендовать третьим лицам. Причем лица эти постепенно становились все выше в социальном плане: во время пикника в честь его Дня Рождения, с поздравлениями позвонил заместитель директора одного из крупнейших музеев нашего города. Д. небрежно сказал, что я могу смело обращаться к нему за бесплатным посещением - он договорится. За четыре года трезвой и активной жизни он стал личностью "широко известной в узких кругах", улучшил имидж, взял в кредит машину, переехал жить в более комфортные условия.
А самое главное - Д. потихоньку начал реализовывать свою давнюю мечту, свой проект. Не совсем так, как мечтал изначально, но все-таки его предложения уже хотя бы обсуждались и отчасти претворялись в жизнь. Последний раз мы виделись несколько месяцев назад на одном общественном мероприятии, где Д. выступал с лекцией. Кто бы мне сказал шесть лет назад, что на месте валяющегося под забором пьяного "поэта-неудачника" появится этот вдохновенный привлекательный человек - я бы не поверила.
Сегодня вытащить Д. на чашку чая непросто: его график забит рабочими и творческими мероприятиями, мы только изредка переписываемся. Из последних новостей знаю, что он приобщился к одной политической партии, а еще пишет книгу.
С бывшей женой отношения наладились до уровня благожелательного делового партнерства, с детьми Д. видится регулярно и исправно передает деньги на них.
Лучшим подтверждением того, что Д. кардинально изменил свою жизнь и отношение к ней, было резюме, высказанное еще на втором году его трезвости моим бывшим мужем - с которым прежде они не раз выпивали и с детства были "своими в доску". "Д. завязал и сразу зазвездился," - презрительно сказал он, - "Мы перестали понимать друг друга".
Другие статьи канала, посвященные теме борьбы с алкоголизмом и созависимостью:
Год без алкоголя: как это было и что получилось
Чем ты раньше думала? Или как выходят замуж за алкоголика
Созависимая история. Эпилог
Хроника пикирующего алкоголика: счастливый конец печальной истории
Уйти нельзя остаться
Трезвый взгляд на отношений - шаг к свободе от иллюзий
Выход из созависимости: тренировка здорового эгоизма
Взгляд в зеркало - первый шаг к выходу из созависимости