Найти в Дзене
Твой Информ

Колыбель жизни для самых сладких снов

Оглавление

И все-таки, сколько народной мудрости в каждом атрибуте старины. Взять, к примеру, ту же люльку. Наши прапрадеды мастерили это несправедливо забытое чудо — колыбели — и совершенно точно знали, что поможет расти ребёнку здоровеньким.

Определённо ни одна современная кроватка не сравнится с зыбкой, люлькой, качалкой, кавайем, колыской, бешиком – все это названия колыбели у разных народов. И о каждой мог узнать любой горожанин и гости Кызыла, побывав в минувшие выходные на фестивале «Колыбель моя. Кавай». На площади Арата в День России из разных уголков республики люди привезли более 70 люлек, из которых, можно сказать, вышли несколько десятков поколений жителей Тувы.

-2

Столетняя люлька

Люлька в любой семье в старину была одним из самых важных элементов обстановки и передавалась из поколения в поколения. Если честно, даже не представляла, что в стольких семьях они сохранились. А ведь некоторым из кавай (колыбелей) более ста лет!

-3

К примеру, колыбелька, из которой вышли пять поколений рода Соян из Эрзинского кожууна, была изготовлена в 1905 году. И эту люльку до сих пор использует Чодураа Артуровна Кужугет — дочь Чамзы Сояна Сорун оглу и мать двойняшек. «Моя бабушка выросла в этой колыбели и передала её нам. Мы, конечно, её реставрировали, со временем в плашках на днище появились трещины. Заменили верёвочки, удерживающие ребёнка, и поддон», рассказала нынешняя хозяйка кавай.

В старинных колыбелях все было продумано. Говорят, что даже подвесные колыбели — не просто дань традиции, а важнейший элемент, влияющий на развитие ребёнка. Подвесные и неширокие конструкции из бересты, кедра, тополя давали малышу чувство защищенности. Младенец в качающейся колыбели испытывал почти те же ощущения, которые чувствовал в утробе матери до своего рождения. Поэтому сон младенцев был сладок.

-4

Участник выставки из Монгун-Тайги Урса Базыр-оолона Монгуш показала, как в люльке все устроено. В поддон клали сушёный помет козлёнка или ягнёнка, а сверху закрывали шерстью, например яка. Два слоя. Пелёнки заменяли выделанные мягкие шкуры, зимой согревающие малышей, а летом их использовали как полог, защищающий от солнца.

-5
Многочисленные площадки, посвящённые культурному многообразию колыбельной культуры разных народов.
Многочисленные площадки, посвящённые культурному многообразию колыбельной культуры разных народов.

Не вынимая из колыбели

Практически все каваи, представленные на выставке, были с волосяными и кожаными креплениями-веревочками, которые надёжно фиксировали все тело ребёнка. Майя Оюновна Дыртык-оол, представляющая экспозицию кавай от Национального музея РТ, обратила внимание гостей выставки на старые уникальные фотографии первого директора музея Владимира Петровича Ермолаева. «Видите, на этом снимке мать не вынимает ребёнка из люльки даже при кормлении. То есть ребёнок первое время находился там почти круглосуточно, за исключением гигиенических процедур. Можно сказать, он рос в люльке. Колыбельный возраст заканчивался для дитяток в 2-3 года, когда ножки свисать уже начинали. Стала маловата, переделывали побольше».

-7

Поверье не качать пустую кроватку или коляску тоже нам передали наши бабушки. Колыбель никогда не пустовала, говорит Урса Базыр-оолона – «там оставляли обязательно бусинки или пшеницу. Пустующая кавай — это всегда была плохая примета, могло означать окончание рода, к примеру».

Тонгар-оол Аян Леонидович из Тоджи, художник-декоратор дома культуры села Тоора-Хем, провёл мастер-класс по изготовлению берестяных люлек
Тонгар-оол Аян Леонидович из Тоджи, художник-декоратор дома культуры села Тоора-Хем, провёл мастер-класс по изготовлению берестяных люлек

Очень интересно рассказывали участники, как проходил в семьях, где родился ребёнок, обряд обживания кавай. Мастер, изготовившей люльку, обязательно делал это с благопожеланиями. В новую кавай клали щенка, по поверьям, это был добрый знак, собака всегда у тувинцев символизировала хорошее будущее для ребёнка. В отличие от дней сегодняшних, к слову сказать. Либо к колыбельке прикладывался головой пожилой человек.

Бешик-качалка

Организовали масштабный праздник общественная организация «Онза» и Республиканский центр народного творчества и досуга при поддержке Президентского Фонда культурных инициатив и Министерства культуры и туризма Республики Тыва.

-9

Выставка колыбелей получилась и впрямь грандиозной. Представители разных районов республики и диаспор охотно рассказывали каждый о своём семейном чуде. Бурул и Айдана – представители Киргизской диаспоры представили на празднике колыбелей бешик – качалку. «Все наши предки испокон веков пользовались такими качалками. Садились на пол и покачивали детишек. В днище сделано углубление со съёмным горшком, для мальчиков и девочек есть специальные приспособления для отвода жидкостей. Колыбелька сделана кустарным способом, других и не делали, разумеется. Но молодёжь наша до сих пор качалками пользуется. Мы даже с настоящим малышом, ребёнком Айданы, скоро покажем все наглядно», - рассказали собеседницы.

Чтобы дети были красивыми

-10

– Этой люльке из Тес-Хема сто с лишним лет. Она убаюкивала 12 детей рода Сувандин. Самый старший сын передал кавай в историко-краеведческий музей школы.

Для дополнительной защиты колыбель украшали сакральной резьбой, чтобы малыш был спокойным, а род не закончился

На фестивале-выставке был представлен широкий ассортимент оберегов, куколок-талисманов и другие атрибуты, которые матери кладут в детские колыбельки.

-11

Инесс Алексеевна Эртине, сотрудник историко-краеведческого музея им. Ю. Аранчына чыргаландинской школы Тес-хемского кожууна, стала моим путеводителем в мире тувинских талисманов: «С шерстью оберег для того, чтобы был богатый скот, с далганом, монетками — ну, понятно, чтобы деньги в семье были. Есть обереги с водой из разных аржаанов, вот, посмотрите ещё с мёдом, с кореньями и травами – все они для здоровья».

 Оберег, охраняющий сон ребёнка, похожий на куколку, родители клали в кроватку
Оберег, охраняющий сон ребёнка, похожий на куколку, родители клали в кроватку

-13
Это действительно потрясающе — у каждой косточки, хрящика, камушка своё особенное значение!
Это действительно потрясающе — у каждой косточки, хрящика, камушка своё особенное значение!

Такие мероприятия, где воедино собрано все культурное богатство народов Тувы, лучше любых лекций и книг расскажет о традициях людей республики. Они живые источники и носители информации. Именно эти люди расскажут каждому гостю фестиваля, какое сакральное значение несёт в себе каждая баранья косточка, как нужно обработать определённый хрящик, чтобы дети в семье рождались красивыми, или косточку, чтобы будущая невеста оказалась стройной.

-15

Сотрудники Перинатального центра провели мастер-класс по пеленанию ребёнка. Чтобы малыш не вздрагивал и не просыпался, пеленать его надо всего, с головой. В дневное время мамам предлагают свободное пеленание в распашонке с закрытыми ручками «под мышки», ножки полусогнуты, как и рождается ребёнок

-16

Как-то в одну из поездок в Тоджу Ульяна Павловна Бичелдей тоже рассказывала про их семейную кавай. Говорила, что за люлькой приходили соседи, взять «напрокат», приносили угощения в перемётных сумках. Передача люльки была целой церемонией с торжественными речами благодарности и благопожеланиями. За эту поездку попутчики Ульяны Павловны узнали много нового о традициях народов не только Тувы, но, самое главное, мы нашли то священное место, где во времена политики безбожия стоял большой храмовый комплекс. Рассказы тоджинцев о разрушенном хурээ и его служителях, читайте в следующих публикациях.

Н. Черноусова