Сезон отпусков в разгаре, но пока россияне могут добраться до большинства достопримечательностей и черноморских курортов только по суше. Все из-за приостановки полетов в 11 аэропортов юга и центральной части России. Чтобы в условиях ограничений обеспечить нужный объем пассажирских перевозок, государство запускает дополнительные поезда, но все равно самым доступным способом для путешествий остается личный автомобиль.
Летом прогнозируется рекордный рост автопутешествий по стране и максимальный трафик на платных дорогах. Расходы туристов при этом могут возрасти, но есть немало способов проехать на отдых выгодно.
Утро вечера мудренее
Сейчас в России есть несколько платных дорог и участков. Это:
· «Северный обход Одинцово» (М-1 «Беларусь»);
· Участок трассы М-1 «Беларусь» (с 45-го по 66-й км магистрали);
· М-3 «Украина»;
· М-4 «Дон»;
· М-11 «Нева», включая подъезд к аэропорту Шереметьево;
· Центральная кольцевая автомобильная дорога А-113 (ЦКАД);
· «Западный скоростной диаметр».
На каждой из них установлена своя плата за проезд, которая разнится от дня и времени суток. Будничный тариф всегда дешевле тарифов выходного дня, а ночные цены всегда ниже дневных, причем иногда разница может быть существенной. Например, на участке «Северного обхода Одинцово» от 1 до 10,5 км поездка в период с 01:00 до 05:00 будет стоить 10 рублей, тогда как в будни – 250 рублей.
Единственный минус – ночные тарифы действуют очень недолго. Из-за этого свою поездку нужно спланировать так, чтобы проскочить самый дорогой участок в самый выгодный период.
Всегда есть альтернатива
Планирование маршрута полезно еще и потому, что к месту назначения совсем необязательно ехать исключительно по платным участкам. По закону, у каждой такой дороги (кроме тех, что расположены на территории Крайнего Севера) должна быть бесплатная альтернатива. Иногда она весьма условна, иногда – плохо обустроена или сильно удлиняет поездку, но, как правило, всегда позволяет найти компромиссный вариант между комфортом и стоимостью.
Например, самый дорогой участок М11 до Солнечногорска (до 800 рублей для легковых машин) можно довольно комфортно объехать по трассе М10. Проехать мимо Одинцово вместо М1 можно по Минскому и Можайскому шоссе. Правда, альтернативные варианты часто более загружены, поэтому по ним все же лучше передвигаться в то время, когда трафик минимальный.
С другой стороны, на юг России можно бесплатно добраться по магистрали Р-22 «Каспий» и местным дорогам. Это удлиняет маршрут почти на 100 км и несколько часов, зато по пути можно запланировать осмотр достопримечательностей, которых на платных трассах обычно нет.
Транспондер всему голова
Транспондер – устройство, позволяющее бесконтактно расплачиваться за проезд на платных трассах и специальных полосах. Оно автоматически срабатывает, когда машина подъезжает к пропускному пункту: деньги списываются, шлагбаум открывается – и путь открыт. Это удобно, безопасно и к тому же экономно.
На платных дорогах для владельцев транспондеров действуют специальные тарифы. Выгода по сравнению с обычными расценками иногда составляет до 90% (такая акция, например, действует на обходе Одинцово), но итоговая стоимость чаще всего также зависит от времени суток и дня недели. В среднем экономия составляет от 15% до 25% цены проезда.
Правда, и здесь без нюансов.
Во-первых, у платных дорог в России нет единого оператора, ими управляют четыре разные компании. Соответственно, и транспондеры у них разные. До недавних пор это причиняло автолюбителям немало неудобств, однако несколько лет назад была достигнута договоренность о системе скидок для сторонних устройств, а также об интероперабельности – когда одно устройство можно использовать на всех трассах. Единственное – услуга оказывается не автоматически, ее нужно подключать через личный кабинет. Незнание этого факта легко может влететь в копеечку.
Во-вторых, летом 2021 года госкомпания «Автодор» частично отменила скидки по транспондерам для транспортных средств I и II категории – то есть большинства легковых автомобилей, среднегабаритных транспортных средств высотой до 2,6 м и мотоциклов. Привилегия осталась только при проезде на ЦКАД. На магистралях М‑3, М‑4 и М‑11 тариф по транспондеру приравняли к оплате наличными, из-за чего в зависимости от участка прибавка к стоимости составила 50–70%.
Во-третьих, транспондером нужно уметь пользоваться. На первый взгляд кажется, что это устройство довольно бесхитростное, но и электроника иногда может давать сбои. Для начала его важно правильно установить – лучше рядом с салонным зеркалом в зону, выделяющуюся тонировкой с перфорацией, поскольку она проницаема для радиосигналов. Подъезжая к пункту пропуска, следует соблюдать дистанцию с едущим впереди автомобилем и скорость, иначе электроника не считает транспондер. Еще одна хитрость заключается в том, что если вы путешествуете на машине с багажником на крыше, датчики по ошибке могут принять ее за автомобиль высотой от 2 до 2,6 метров. Для этой категории стоимость проезда больше, поэтому в данном случае лучше проехать через оператора.
Будьте лояльны
Транспондер, безусловно, позволяет существенно сэкономить на платных дорогах. Однако выгода по ним ощутима, когда путешествовать приходится регулярно. Само устройство стоит от 1000 до 1500 рублей, и покупать его явно нецелесообразно, если вы планируете разок проехаться по «платке» до аэропорта «Шереметьево». Операторы тоже как бы на это намекают: тот же «Автодор», отменив скидки, улучшил программу лояльности. Теперь до 15% на проезде по М-3, М-4 и М-11 можно сэкономить, просто накопив определенное количество баллов.
У этой же компании есть возможность купить абонемент на 5–50 поездок, который будет действителен от 30 до 90 дней. Например, проездной на пять поездок по участку трассы М-4 «Дон» от 21 до 93 км на месяц будет стоить 210 рублей. То есть одна поездка обойдется в 42 рубля. Для сравнения, проезд в будни здесь будет стоить 190 рублей.
Для единичных же поездок куда привлекательнее выглядят аренда транспондера. Она начинается от 5 рублей в сутки, а минимальный срок – от двух дней. Это явно выгоднее, чем платить полную стоимость.
Не забывайте о главном
Платные дороги – сегодня самые скоростные в России. До 130 км/ч разрешено разгоняться, в частности, на отдельных участках М-4 и М-11. На остальных в основном разрешено ехать со скоростью 110 км/ч. На таких скоростях существенно увеличивается расход топлива, а вслед за ним – и стоимость путешествия.
Еще больше бензина можно сжечь, попав в затор. Обычно платные дороги от этого не страдают, но все же исключения из правил встречаются. Очереди на пунктах оплаты в пиковые часы – нормальное явление.
Поэтому даже на «платках» нельзя забывать об азах любой поездки – следить за расходом топлива и проверять пробки.