Второй удачный пример я наблюдаю в режиме реального времени у близкого друга. С ним я познакомилась примерно в тот момент, когда он уже вовсю обдумывал необходимость обращения к врачу за помощью, но никак не мог просто пойти и подшиться.
История вторая: интеллигент в болоте
В отличие от запойного алкоголика Д. "второй фигурант" - пусть будет В. - мог пить каждый день и сохранять экстерьер вполне адекватного и приличного человека. Объем выпитого тут варьировался от скромной поллитры до "с утра поллитра, потом пара пивка, вечером виски с колой и в итоге в десятом часу забег на скорость за 0,75". Не берусь судить, какой тип алкоголизма хуже: мой бывший муж пил по второму типу, запойных я близко не наблюдала... Но В. к моменту нашего знакомства при всей своей глубочайшей интеллигентности уверенно двигался в сторону маргинализации.
Мне очень хотелось поддержать В. в его стремлении к трезвости, но, памятуя о своем неудачном опыте вытаскивания из пьянства мужа, я не знала, как это сделать. И понимала, что помочь себе может лишь он сам.
Единственное, что мне пришло в голову - рассказать историю Д., который к тому моменту уже три года жил трезвым без подшивки. Акцент я по наитию делала на поиске работы: пусть это будет для начала работа не по призванию - просто такой костыль, чтобы встать на ноги, структурировать свою повседневность, наконец, получить возможность стать презентабельнее, чтобы с большим успехом двигаться к своей цели и встречать поддержку, а не отвращение и унизительную жалость окружающих.
Мне показалось, что для человека интеллектуального склада стремление к самореализации может стать неплохим поводом для трезвости.
В личностном плане между Д. и В. было много общего - и это внушало надежду.
В. - тоже очень умный и образованный человек с творческой жилкой и четко определенной целью в жизни. Он также имел вполне функциональную семью, которая, стремительно разваливалась, несмотря на совестливость В., ангельское терпение его жены, а также на наличие обожаемого ребенка.
Но вот ситуация с самореализацией у В. была немного другой: еще в юности он успел заработать определенный авторитет в творческих кругах нашего города, при желании мог бы стать еще более известным, а главное - получать очень приличные деньги. Однако, бытовой алкоголизм нивелировал все эти успехи и сводил потенциал В. к нулю.
В какой-то степени, его ситуация была даже сложнее, чем у Д.: у него был свой фан-клуб среди знакомых, признание среди специалистов более высокого уровня, не утраченная еще харизма. Т.е. с виду все было неплохо: всем знаком, думаю, этот типаж "популярного алкоголика" - с ним обожают дружить/выпивать, но никто не хотел бы оказаться на его месте и на месте его домочадцев.
Вырваться из этого порочного круга популярности, приправленной зависимостью, не так-то просто, ведь с виду человек живет не так уж плохо, с огоньком. Если Д. как будто жил на дне пропасти, откуда выход был - строго вверх, то В. словно сидел в неглубоком, но очень вязком болотце. Оно не казалось опасным, однако, застрявшего в нем человека упорно не отпускало.
Отправной точкой на пути к подшивке стала ситуация, схожая с ситуацией Д.
Даже и без запоев В. обнаружил себя практически нищим, без работы, в необставленной хаотичной квартире по типу "берлога холостяка", стремительно теряющим уважение окружающих и возможность реализовывать свою мечту.
Ранее В. пытался не пить и какое-то время это ему удавалось - ради жены, ради ребенка, в общем, ради кого-то другого. В этот раз он решил завязать ради самого себя и того призвания, которое ему всегда было дорого.
Отправляясь к наркологу, В. четко представлял, к чему он будет двигаться: за год трезвости он собирался сделать рывок из болота, хотя бы найти работу и решить бытовые вопросы, в идеале - сделать ряд шагов к глобальной цели. Цель эта была и остается поистине утопической, очень масштабной и трудной в достижении. В сочетании с зависимостью эта утопичность лишь сильнее затягивала В. в болото - цель казалась недостижимой, а все усилия - пустыми, проще было отказываться от них, забивая время выпивкой.Однако после подшивки ситуация поменялась на противоположную: у В. больше не было оправдания своей стагнации в виде зависимости. У него появились силы и время на движение вперед - пусть и к очень эфемерной цели. На трезвую голову думалось лучше, а перспективы уже не казались настолько безнадежными. И он начал движение.
Он нашел работу - как и Д., обычную, нетворческую и непрестижную работу, которая давала стабильный заработок. Спустя несколько месяцев он решил финансовые вопросы, занялся своим бытом, наладил отношения с женой - стал образцовым "воскресным папой" и не скупился на нужды ребенка. Кроме того, у В. появилась девушка - а значит, дополнительная статья расходов, с которой он также успешно справляется по сей день.
Как и Д., он отчасти потерял прежний круг общения: настоящих друзей у совершенно непьющего человека остается не очень много.
Однако, некоторое отшельничество позволило В. сосредоточиться на зарабатывании денег, а деньги, в свою очередь, позволили выйти на досуг другого уровня, не сводящийся к выпивке.
Сегодня круг общения В. в повседневности довольно узок: коллеги по работе, жена и ребенок, подруга - выпивка с ними, как минимум, неуместна. Встречи с друзьями редки и ситуативны - т.е. организовываются не для возлияний, как правило, это небольшие совместные путешествия или деловые мероприятия. Выпивать в одиночестве ему стало не интересно - в редкие свободные вечера дома В. читает или занимается обустройством своего жилища.
На данный момент В. медленно, но прицельно идет к тому, что запланировал и готов и дальше вести трезвый образ жизни и без подшивки. В планах у него - получить дополнительное высшее образование и, ни много ни мало, снять документальный фильм.
Что говорят про него "друзья"? Правильно: "С В. стало невозможно общаться".
Вот две истории счастливого избавления от зависимости, которые мне самой иногда кажутся выдумкой. Если бы я лично не наблюдала их ход, то посчитала бы приукрашенной сказкой или калькой с типичного американского фильма про достижение своей цели. Следующие две - увы - выглядят намного более жизненными. Поскольку битва с алкоголизмом чаще оборачивается поражением вышедшего на эту битву героя.
Предыдущая статья:
Подшивка от алкоголизма - помогает или нет? История первая