Использовались материалы. Православный календарь.
26 сентября (13 сентября по Юлианскому календарю) прихожане церкви в Купрово отмечают престольный праздник. В печати и в обиходе как только не называют это празднество: и Воскресение словущее, и Воскресение Христово словущее, и осенней Пасхой, и освящением воскресенской церкви. В православном календаре РПЦ официально есть запись такая: "Память обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение словущее)".
Для начала разберёмся, что означает с древнеславянского "Воскресение Христово словущее"? Если перевести на современный язык, то получается: " Вечная память и слава Воскрешению Христа". От многозначного древнего корня "слов" (или в иной огласовке "слав") произошло много обозначений: словить - это говорить; самоназвание наций слове́н, словя́н, славя́н, слова́ков; слова "слава, прославлять". То есть, это чем, кто и о чём говорят постоянно, то есть словят или славят.
В нашем случае воскрешение Христа СЛОВУЩЕЕ - это то, о чём православный мир всегда помнит и прославляет, и не только в день Пасхи, а а постоянно каждое воскресенье в седьмой день недели. В честь Воскресения Христова и была перестроена из языческого храма Венеры и освящена в 335 году в Иерусалиме новая христианская церковь.
В сегодняшнем дне Иерусали́мский храм Воскресе́ния Христо́ва более известен, как храм Гроба Господня.
Множество одноимённых храмов за века построено по всему православному миру, в том числе в России, Москве и области в частности.
Храмы Воскресения Словущего строились на Руси в память Обновления Храма Воскресения Господня (или Св. Гроба Господня) в Иерусалиме.
Теперь ознакомимся с историей празднества из православного календаря.
В день памяти Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме воспоминается торжество по случаю освящения храма Воскресения Христова, сооружённого равноапостольным Константином Великим и матерью его равноапостольной царицей Еленой. Праздник этот еще называется в народе «Воскресением словущим» и означает, что он словёт, или слывёт, Воскресением, в отличие от Праздника Светлого Христова Воскресения и относится именно к освящению храма в честь Воскресения Христова.
История сооружения этого храма такова. После вольных страданий и Крестной смерти Господа и Спаса нашего Иисуса Христа священное место Его страданий долго попиралось язычниками. Когда римский император Тит в 70 году завоевал Иерусалим, он разорил город и разрушил храм Соломона на горе Мориа, не оставив там камня на камне, как об этом предсказал еще Спаситель в беседе с учениками (Мк. 13, 1–2).
Позднее ревностный язычник, император Адриан (117–138), построил на месте разорённого Титом Иерусалима новый город, который назвал своим именем Елий-Адриан и запретил называть город прежним именем.
Святой Гроб Господень он приказал засыпать землёй и камнями и на том месте поставил идола, а на Голгофе, где был распят Спаситель, в 119 году построил храм, посвященный богине Венере. Перед статуей ее приносились жертвы демонам и совершались языческие обряды, сопровождавшиеся блудодеянием. В Вифлееме, на месте, где родился Спаситель от Пречистой Девы, нечестивый царь поставил идола Адониса. Все это он делал намеренно, чтобы люди совершенно забыли о Христе Спасителе и никогда более не вспоминали мест, где Он жил, учил, пострадал и воскрес со славою. Когда на царство вступил равноапостольный Константин Великий (306–337), первый из римских императоров признавший христианскую религию, он вместе со своей благочестивой матерью царицей Еленой решил обновить город Иерусалим и на месте страдания и Воскресения Господа Иисуса Христа воздвигнуть новый храм, очистить от скверных языческих культов места, связанные с памятью Спасителя, и вновь все их освятить.
Благоверная царица Елена отправилась в Иерусалим с большим количеством золота, а равноапостольный Константин Великий написал письмо Патриарху Макарию I (313–323), в котором просил его всячески содействовать святому делу обновления христианских святынь. Прибыв в Иерусалим, святая царица Елена уничтожила все идольские капища, очистила город от языческих идолов и освятила осквернявшиеся места. Она горела желанием отыскать Крест Господа нашего Иисуса Христа и приказала раскопать место, где стоял храм Венеры. Там был обнаружен засыпанный Гроб Господень и Лобное место, неподалеку от которого были найдены три креста и гвозди. Чтобы определить, который из трех крестов принадлежал Спасителю, Патриарх Макарий повелел возлагать кресты поочереди на усопшего, которого проносили мимо к месту погребения. Как только Крест Христов коснулся умершего, он тотчас ожил. В величайшей радости благоверная царица Елена и Патриарх Макарий высоко подняли Животворящий Крест и показали Его всему стоявшему народу.
Святая царица немедленно приступила к построению большого храма, который включил в свои стены место распятия Спасителя – Голгофу и Гроб Господень, находившиеся на небольшом расстоянии друг от друга, как об этом пишет святой апостол и евангелист Иоанн Богослов: «На том месте, где Он был распят, был сад и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен; там положили Иисуса ради пятницы иудейской, потому что гроб был близко» (Ин. 19, 41–42). Храм Воскресения строился 10 лет, и святая царица Елена не дожила до завершения строительства. Возвратившись в Константинополь, она преставилась в 327 году. За время своего пребывания в Иерусалиме благоверная царица построила храмы в Вифлееме, на горе Елеонской, в Гефсимании и во многих других местах, связанных с жизнью Спасителя и событиями Ветхого Завета.
Окончание сооружения Новозаветного храма Воскресения Христова, названного «Мартирион», в память Крестных страданий Спасителя, совпало с прохождением I-го Тирского Собора и с тридцатилетием царствования равноапостольного императора Константина Великого. Поэтому состоявшееся 13 сентября 335 года освящение храма Воскресения было особенно торжественным. В освящении храма принимали участие иерархи Христианской Церкви из многих стран: Вифинии, Фракии, Киликии, Каппадокии, Сирии, Месопотамии, Финикии, Гравии, Палестины, Египта. На торжество обновления были приглашены отцы только что закончившегося Тирского Собора. В тот же день был освящен весь город Иерусалим. Память этого знаменательного события отцами Церкви была установлена 13 сентября ( это по Юлианскому календарю, по современному календарю - 26 сентября). (Источник: https://days.pravoslavie.ru/Life/life1521.htm ).
Как видно из истории Крест Господень был помещён в 335 году в церкви Воскресения, а праздник Воздвижения Креста Господня был назначен на следующий день на 27 сентября (по Юлианскому календарю 14 сентября). Воздвижение креста Господня имеет свою богатую историю и совершалось трижды.
Праздник Воскресения словущего - это день предпраздства Воздвижения.
Воскресение словущее, осенняя Пасха - памятное событие о понимании вечной души.
На следующий день попраздство Воскресения продолжает праздник Воздвижения Креста Господня, но то уже день постный в понимании о печальном событии, о казни и распятии Христа.
Через неделю после осенней Пасхи и Воздвижения - Дмитриевская Родительская суббота со своей историей. Но праздник поминания усопших к Воскресению Словущему отношения не имеет, так как это не Пасха в прямом смысле, не смотря на то, что слова "осенняя Пасха" более понятны, как ни странно, чем "словущее".
Воскресенский храм в Купрово исторически имеет три престола, и для его прихода отмечается четыре престольных празднества:
1). 22 мая. Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар.
2). 26 сентября. Память обновления (освящения) храма Воскресения Христова в Иерусалиме (Воскресение словущее).
3). 19 декабря. День святителя Николая, чудотворца.
4). 25 декабря. День святителя Спиридона Тримифунтского, чудотворца.
Можно ознакомиться со всеми постами, праздниками и их историей :
1). Православный портал «Азбука веры» | Православный календарь. https://azbyka.ru/ .
2). Есть мобильная версия "Православный календарь" через Google Play.